Нацбанк уполномочен научить
Что можно делать с деньгами? Считать. Тратить. Сберегать и вкладывать. Пересчитывать. Конвертировать. Переводить и обналичивать. Еще что? Как–то перечисление продолжается с неохотой... О деньгах мы — не экономисты и не бухгалтеры — знаем ровно столько, сколько, как нам кажется, достаточно для обеспечения собственного быта. А в Национальном банке считают: познания надо расширять.
Однозначно сказать, что мы неграмотны в экономическом плане, впрочем, нельзя. Но, понятное дело, кто–то во время работы просчитывает риски, сводит дебет с кредитом, пишет бизнес–планы. А кто–то занят в сфере, напрямую никак не касающейся всего этого. Работает, получает зарплату. И в нюансы не вдается. Также и вне трудовых будней: к деньгам отношение разнится. Основную идею подготовленной специалистами Нацбанка концепции госпрограммы повышения финансовой грамотности населения позволю себе сформулировать так: «Финансы — это больше, чем ты думаешь». Документ пока окончательно не утвержден. Но необходимость принятия такой концепции сомнений у авторов не вызывает.
Как все–таки оценить уровень финансовой грамотности граждан? Во–первых, по тому, как мы пользуемся услугами, которые предлагают банки и другие институты. Тут без исследований не обойтись. И Нацбанк совместно с международным Альянсом за финансовую доступность их проводит. Результаты первого опроса, в котором приняли участие 2.000 человек: чуть более 14 процентов не пользуются финансовыми услугами вообще. Около 39 процентов респондентов пользуются одной–двумя базового уровня. При этом в основном имеются в виду «обязательные» процедуры, связанные с получением зарплаты или страхованием. Заимствуют деньги при помощи кредитов 33 с небольшим процента опрошенных. В общем, уровень проникновения не такой уж и большой для страны.
Участникам исследования предлагалось оценить собственный уровень грамотности в денежной сфере. И вот тут — почти «пятьдесят на пятьдесят»: одни считают, что она очень сложная, и в ней практически не разбираются, а другие переоценивают свою осведомленность. Из крайности в крайность.
Впрочем, программа разрабатывается не только для того, чтобы самооценка людей стала адекватной. Надо учиться грамотно планировать свои расходы и прирост сбережений, брать ответственность за семейный бюджет на себя и не перекидывать ее на плечи государства. На что особо обращают внимание в Нацбанке — экономически неграмотных легко обмануть и, втянув в какую–нибудь авантюру, оставить без денег. Воскрес же в начале года в Беларуси филиал печально известной пирамиды с названием из трех букв... Правоохранительные органы разгуляться мошенникам не дали. Однако полузабытое в наших широтах словосочетание «обманутые вкладчики» вновь всплыло в медиапространстве. Простую человеческую глупость не стоит оправдывать только безграмотностью. Но и разграничить их порой трудно.
Как будут укреплять наши знания? Планируется создание единого информационного центра, который начнет координировать просвещение. Специалисты Нацбанка станут чаще присутствовать в теле– и радиоэфире, в интернет–пространстве. Будет запущен и специальный информационный сайт. На базе территориальных центров соцзащиты откроются центры финансового образования. Госслужащие будут проходить повышение квалификации с уклоном в эту сферу. Запланировано много других мероприятий, все их перечислять не стану. Важна суть.
Само образование — это все–таки теория. А сверхцель готовящейся программы в практике. Рынок финансовых услуг должен развиваться. И развиваться быстрее, чем получается сейчас. Население практически не знает о существовании, например, микрофинансовых организаций и поэтому думает, что деньги можно занять только в банке. Да и кредитных кооперативов в стране не так много. Этот сегмент надо развивать активнее. Не многие из нас хорошо разбираются и в ценных бумагах. Так что на теорию и практику стоит работать одновременно. Как рассказал во время недавней встречи с журналистами заместитель Председателя Правления Нацбанка Сергей Дубков, готовится единая система регулирования финансовых организаций. Чтобы рынок развивался. Прозрачно и понятно.
Будем учиться?
Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ