Как живут "регулировщики" белорусского неба?
16.10.2012 06:48
—
Новости Общества
Как живут “регулировщики” белорусского неба?
То что географическое положение предопределило нашей стране роль европейского перекрестка, знает, пожалуй, каждый. Но мало кто задумывается, что оживленное движение не только на белорусских автомагистралях, но и высоко над ними. Сегодня через воздушное пространство Беларуси совершают рейсы самолеты более 830 авиакомпаний из сотни стран мира. Каждые сутки над нами пролетают от 500 до 950 воздушных судов, в год — более 200 тысяч. И безопасность каждого из них — в надежных руках специалистов государственного предприятия “Белаэронавигация”. Корреспонденты “Народной газеты” отправились в Национальный аэропорт “Минск”, чтобы воочию убедиться: воздушные трассы Беларуси во всех отношениях находятся на высоте.
Великое перемещение народов
— Сейчас, в полдень, самое незагруженное для нас время, — рассказывает начальник Минского районного диспетчерского центра Александр Барташевич. — А вот в утренние часы в небе оживленно: Китай и Япония активно летят в Европу. В послеобеденное же время наблюдается обратное перемещение воздушных судов: с запада на восток. Тогда мы увеличиваем число секторов управления до девяти максимальных, а безопасность движения в белорусском небе обеспечивают до двадцати диспетчеров.
Мы находимся в святая святых столичного Национального аэропорта — диспетчерской башне, возвышающейся над основной частью аэровокзала. Это режимная часть аэропортовского комплекса, попасть в которую можно лишь по специальному пропуску, а перемещаться — в сопровождении сотрудника, отмыкающего многочисленные двери электронным чипом. Впрочем, сетовать на подобные сложности нет оснований: каждый из нас, будучи авиапассажиром, искренне надеется на благополучный полет. А благополучие во многом обеспечивается именно людьми, работающими здесь “за семью запорами”. Причем рабочим языком белорусских диспетчеров является английский — даже при разговоре с экипажами отечественных воздушных судов.
— Диспетчерский персонал, управляющий воздушным движением, должен свободно владеть английским языком: это дополнительный способ обеспечить безопасность воздушного движения, — поясняет руководитель полетов Минского районного диспетчерского центра Валерий Власов. — Ведь в белорусском небе одновременно присутствуют самолеты из многих стран мира, и их экипажи должны понимать, о чем мы ведем радиообмен как с ними самими, так и со всеми остальными судами. Это позволяет более четко представлять себе воздушную ситуацию.
Многоуровневая развязка
Благодаря готовности всех отечественных аэродромов принимать и обслуживать международные рейсы через воздушное пространство нашей страны проходят кратчайшие воздушные пути из Западной Европы на восток и в Юго-Восточную Азию, из Скандинавии на юг и в Средиземноморье. Чаще других в белорусском воздушном пространстве летают помимо отечественных самолеты авиакомпаний России, Германии, Австрии и Франции.
— Вовремя вы пришли: как раз “немец” на подходе, — встречают нас на восьмом этаже диспетчерской башни, где через панорамные стекла открывается захватывающий вид на летное поле аэропорта. Минута — и в серой бездне пасмурного неба возникают яркие посадочные огни самолета, стремительно приближающегося к взлетно-посадочной полосе. Еще минуту-другую спустя разработанный в Бразилии юркий Embraer 190 в ливрее немецкой “Люфтганзы” подкатывает к зданию аэровокзала. А по взлетно-посадочной полосе тем временем уже жужжит малыш L 410 “Турболет”, доставивший почту из литовского Каунаса.
Совершенствуя использование воздушного пространства, “Белаэронавигация” обеспечивает экономичное, регулярное, безопасное движение воздушных судов и предоставление аэронавигационной информации. Между тем число воздушных судов ежегодно увеличивается. По системе планирования каждому из пролетающих над страной воздушных судов выдается разрешение на использование воздушного пространства и предоставление аэронавигационных услуг над территорией Беларуси.
Евронавигатор
Размещенный, как и редакция “НГ”, на седьмом этаже и занимающийся всеми транзитными самолетами, Минский районный диспетчерский центр работает в тесном контакте с коллегами — Варшавским, Вильнюсским, Рижским, Львовским, Московским и Бориспольским центрами, что позволяет совершенствовать структуру воздушных трасс и зональной навигации. Сегодня воздушная сфера над территорией нашей страны включает 59 маршрутов зональной навигации, а протяженность сети маршрутов составляет более 27 тысяч километров.
— Вот смотрите, самолет пересекает государственную границу Беларуси, — показывает Александр Барташевич на светящуюся точку на дисплее, аккурат на белорусском контуре в районе Бреста. — Это “австриец”, спустя 15 минут он будет в зоне ответственности нашего аэропорта. А вот загорелась красным отметка самолета за восточной границей — это домодедовский рейс, выбившийся из графика. Сейчас им займутся наши московские коллеги.
Несомненным фактором, влияющим на безопасность полетов, является уровень квалификации авиационного персонала. Сегодня на предприятии “Белаэронавигация” задействованы около двух тысяч высококвалифицированных специалистов, повышение их профессиональной подготовки ведется на базе Минского государственного высшего авиаколледжа, учреждения образования “УЦП авиаперсонала” и Академии управления при Президенте Беларуси. На предприятии есть тренажерный комплекс, позволяющий отрабатывать практические навыки в условиях непредвиденных ситуаций, число которых усилиями минских диспетчеров сводится к нулю. Все это позволяет “Белаэронавигации” быть одним из ведущих предприятий в сфере предоставления навигационных услуг в воздушном пространстве Европы и стран СНГ.
Великое перемещение народов
— Сейчас, в полдень, самое незагруженное для нас время, — рассказывает начальник Минского районного диспетчерского центра Александр Барташевич. — А вот в утренние часы в небе оживленно: Китай и Япония активно летят в Европу. В послеобеденное же время наблюдается обратное перемещение воздушных судов: с запада на восток. Тогда мы увеличиваем число секторов управления до девяти максимальных, а безопасность движения в белорусском небе обеспечивают до двадцати диспетчеров.
Мы находимся в святая святых столичного Национального аэропорта — диспетчерской башне, возвышающейся над основной частью аэровокзала. Это режимная часть аэропортовского комплекса, попасть в которую можно лишь по специальному пропуску, а перемещаться — в сопровождении сотрудника, отмыкающего многочисленные двери электронным чипом. Впрочем, сетовать на подобные сложности нет оснований: каждый из нас, будучи авиапассажиром, искренне надеется на благополучный полет. А благополучие во многом обеспечивается именно людьми, работающими здесь “за семью запорами”. Причем рабочим языком белорусских диспетчеров является английский — даже при разговоре с экипажами отечественных воздушных судов.
— Диспетчерский персонал, управляющий воздушным движением, должен свободно владеть английским языком: это дополнительный способ обеспечить безопасность воздушного движения, — поясняет руководитель полетов Минского районного диспетчерского центра Валерий Власов. — Ведь в белорусском небе одновременно присутствуют самолеты из многих стран мира, и их экипажи должны понимать, о чем мы ведем радиообмен как с ними самими, так и со всеми остальными судами. Это позволяет более четко представлять себе воздушную ситуацию.
Многоуровневая развязка
Благодаря готовности всех отечественных аэродромов принимать и обслуживать международные рейсы через воздушное пространство нашей страны проходят кратчайшие воздушные пути из Западной Европы на восток и в Юго-Восточную Азию, из Скандинавии на юг и в Средиземноморье. Чаще других в белорусском воздушном пространстве летают помимо отечественных самолеты авиакомпаний России, Германии, Австрии и Франции.
— Вовремя вы пришли: как раз “немец” на подходе, — встречают нас на восьмом этаже диспетчерской башни, где через панорамные стекла открывается захватывающий вид на летное поле аэропорта. Минута — и в серой бездне пасмурного неба возникают яркие посадочные огни самолета, стремительно приближающегося к взлетно-посадочной полосе. Еще минуту-другую спустя разработанный в Бразилии юркий Embraer 190 в ливрее немецкой “Люфтганзы” подкатывает к зданию аэровокзала. А по взлетно-посадочной полосе тем временем уже жужжит малыш L 410 “Турболет”, доставивший почту из литовского Каунаса.
Совершенствуя использование воздушного пространства, “Белаэронавигация” обеспечивает экономичное, регулярное, безопасное движение воздушных судов и предоставление аэронавигационной информации. Между тем число воздушных судов ежегодно увеличивается. По системе планирования каждому из пролетающих над страной воздушных судов выдается разрешение на использование воздушного пространства и предоставление аэронавигационных услуг над территорией Беларуси.
Евронавигатор
Размещенный, как и редакция “НГ”, на седьмом этаже и занимающийся всеми транзитными самолетами, Минский районный диспетчерский центр работает в тесном контакте с коллегами — Варшавским, Вильнюсским, Рижским, Львовским, Московским и Бориспольским центрами, что позволяет совершенствовать структуру воздушных трасс и зональной навигации. Сегодня воздушная сфера над территорией нашей страны включает 59 маршрутов зональной навигации, а протяженность сети маршрутов составляет более 27 тысяч километров.
— Вот смотрите, самолет пересекает государственную границу Беларуси, — показывает Александр Барташевич на светящуюся точку на дисплее, аккурат на белорусском контуре в районе Бреста. — Это “австриец”, спустя 15 минут он будет в зоне ответственности нашего аэропорта. А вот загорелась красным отметка самолета за восточной границей — это домодедовский рейс, выбившийся из графика. Сейчас им займутся наши московские коллеги.
Несомненным фактором, влияющим на безопасность полетов, является уровень квалификации авиационного персонала. Сегодня на предприятии “Белаэронавигация” задействованы около двух тысяч высококвалифицированных специалистов, повышение их профессиональной подготовки ведется на базе Минского государственного высшего авиаколледжа, учреждения образования “УЦП авиаперсонала” и Академии управления при Президенте Беларуси. На предприятии есть тренажерный комплекс, позволяющий отрабатывать практические навыки в условиях непредвиденных ситуаций, число которых усилиями минских диспетчеров сводится к нулю. Все это позволяет “Белаэронавигации” быть одним из ведущих предприятий в сфере предоставления навигационных услуг в воздушном пространстве Европы и стран СНГ.