Оргпреступность в Беларуси. Третья воровская война
В России и даже дальнем зарубежье идет кровавая война – воры в законе воюют друг с другом. Междоусобица длится не первое десятилетие. В последней схватке за власть сошлись два клана с грузинскими корнями. Белорусские «законники» в этой войне оказались по разные стороны. А братва Синеокой, памятуя слова Лукашенко о «сгнивших костях щавликов», просто выжидает: кто кого…
Часть 1. Как Лукашенко разобрался с ворами в законе
Часть 2. Свято место ОПГ пусто не бывает
В феврале 2012 года «Народная газета» провела прямую линию с представителями Генпрокуратуры, которые заявили: «Благодаря целенаправленной государственной политике в Беларуси последние лет десять вопрос организованной преступности и вовсе не стоит на повестке дня. Сегодня на территории Беларуси нет ни одного вора в законе — представителя высшей криминальной иерархии».
С этим мнением категорически не согласен профессор, доктор юридических наук, в прошлом первый заместитель начальника Академии МВД Иван Басецкий.
«Организованная преступность в Беларуси есть, она никуда не делась, — считает один из соавторов закона «О борьбе с организованной преступностью» образца 1997 года. – Наоборот, она развивается, она стала транснациональной, вошла в тесное сотрудничество с международными криминальными сообществами. На каком-то этапе произошла трансформация криминального сообщества и отход от идейных воровских понятий к интеллектуальной составляющей».
Иван Игнатьевич порекомендовал корреспонденту Naviny.by обратиться за более подробными комментариями к практическим борцам с оргпреступностью. Однако все попытки пообщаться с руководством Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) МВД успехом не увенчались: мол, прокурорские не правы, оргпреступность все еще есть, но интервью давать нам недосуг. А буквально недавно стало известно, что в деятельности ГУБОПиКа грядут большие перемены – эту службу, просуществовавшую более двадцати лет, намерены реорганизовать. Якобы по причине того, что борьба с профессиональной преступностью утратила свою актуальность.
Возможно, в этом и есть определенный смысл, ибо в классическом понимании оргпреступность в Беларуси действительно далека от образца двадцатилетней давности. Считается, что так называемые ОПГ «морозовская», «пожарники», «речицкие», «поселковые» стали последними серьезными бандами. Они были «рождены» в «лихих 90-х» и сумели просуществовать до «нулевых» включительно, войдя и в XXI век. Пусть и с неохотой, но все же, комментируя их «долгожительство», представители МВД признавали: главарям группировок покровительствовали «отдельные представители правоохранительных органов».
Итак, со всеми главарями вроде бы разобрались: кого надолго в зону отправили, кого к стенке поставили. Однако на Гомельщине, откуда родом «морозовские», «пожарники», «речицкие» и о разгроме которых уже успели позабыть, в сентябре 2012 года разгорелся очередной скандал. Под следствием оказался бывший мэр Гомеля Виктор Пилипец и еще ряд местных чиновников, подозреваемых в аферах с жильем для себя любимых. Весовые категории, конечно, абсолютно разные, но как бы не получилось так, что бандитские ОПГ извели, а их место заняла ОПГ чиновников… Впрочем, это тема отдельного разговора.
А что же с профессиональным криминалитетом? Неужто его действительно извели подчистую?
Вор в законе — он и в тюрьме при «масти»
В ходе проведенного интернет-газетой Naviny.by журналисткого расследования удалось выяснить, что вор в законе на территории Беларуси все же есть. Настоящий, «коронованный» по всем правилам «законник», признаваемый таковым всеми другими «авторитетами». Правда, территория его пребывания ограничена стенами гродненской тюрьмы №1. Туда Николай Солдатенко, он же Коля Солдат, угодил по приговору суда в июне 2006 года на 11 лет за вымогательство. Известно, что до 1998 года Солдат был «смотрящим» за Гомельской областью и, по данным милиции, контролировал средний бизнес, в том числе на рынке нефтепродуктов. В статусе вора в законе Солдат выступал своеобразным мировым судьей между ОПГ и следил за порядком. Прокололся же «законник» на том, что лично принял участие в выбивании долга. Долг действительно имелся, но борцы с оргпреступностью обставили дело так, что авторитет оказался на нарах.
По имеющимся сведениям, и на нарах 58-летний Солдат, как говорится, «держит масть» и не дает повода запятнать свой сан «законника». Даже в условиях тюрьмы ему удается поддерживать связь с внешним миром. А на воле тем временем идет борьба за власть в криминалитете. Причем белорусская братва — выжившая ее часть и «новобранцы» — в данном случае больше выступает в роли наблюдателей.
Новое поколение на старых местах
Как утверждает источник, не имеющий отношения к правоохранительным органам, в Беларуси криминалитет сохранил свою воровскую структуру. В гродненской тюрьме мотает срок авторитет по прозвищу Кандыба, формально поставленный одним из российских воровских кланов «смотреть» за Беларусью. Минск якобы числится за «смотрящим» Пашей Брабусом. Некто Немец «отвечает» за Гродненскую область, за Слонимом «присматривает» авторитет Саша, а Могилев «держит» Шумахер. Не остался без присмотра и Бобруйск – это сейчас вотчина Дэна Бобруйского, претендующего на воровскую корону. Якобы набирает силу лидская ОПГ… Вновь в «движении» остатки группировки «поселковые», «прославившейся» еще и тем, что, наверное, первой из белорусских ОПГ она стала использовать для криминальных дел интернет.
И все же по большому счету воровская политика делается не в Беларуси и даже не как раньше — в Москве. Сегодня российским мафиози ничего не стоит провести свою сходку в Греции, Испании или Франции и там порешать все насущные вопросы, в том числе и кадровые. Здесь абсолютно прав профессор Иван Басецкий – постсоветская организованная преступность вышла на международный уровень. Однако ее ряды расколоты: уже больше десятилетия идет воровская междоусобная война, жертвы которой исчисляются сотнями. Не первая в истории криминалитета. Нынешнюю называют третьей войной, а первые две случились в 40-50 годах прошлого века и проходили под жестоким контролем и с участием силовиков. Но тогда на кону были лишь воровские понятия и кодекс чести. Нынче же – огромные деньги и власть.
Кто с кем и за кого
На финишной прямой сей войны оказались два клана, возглавляемых 60-летним Тариэлом Ониани, он же Таро, и 75-летним Асланом Усояном, больше известным под прозвищем Дед Хасан. Хроника их противостояния давно вышла за пределы воровского мира и довольно подробно описана в Сети.
Отношение к Беларуси Таро, ныне отбывающего десятилетний срок за решеткой, неизвестно. А вот Дед Хасан, говорят, считает РБ своей вотчиной, и «присматривать» за ней он назначил белоруса, 45-летнего Александра Кушнерова, он же — Саша Кушнер. Случилось это сразу после коронации в мае 2011 года его и еще четырех новоиспеченных «законников». В их числе оказался подмосковный авторитет 35-летний Олег Пирогов, больше известный в криминальных кругах как Циркач, который тоже проявил интерес к «самочувствию» белорусской братвы.
Вор в законе Александр Кушнеров (Саша Кушнер)
Кушнер после отбытия на родине пятнадцатилетнего срока за двойное убийство в декабре 2010 года нарушил правила надзора и исчез из Беларуси. Его объявили в международный розыск. По сообщениям российских СМИ, когда молодого вора в законе задержали в Подмосковье за хранение наркотиков, по его душу из Минска приехала целая бригада оперов КГБ и МВД. Однако россияне белоруса не отдали, а посадили всего на несколько месяцев. После этой краткосрочной ходки, в феврале 2012 года московский суд обязал Кушнерова добровольно покинуть Россию в течение трех суток. Правда, по сведениям Naviny.by, авторитет это решение не выполнил. Это и понятно. В России ему как крестнику Деда Хасана скрываться куда проще. А в Беларуси Кушнера ждет очередной срок.
Но, пока Кушнер парился на нарах, Циркач совершил вояж в Беларусь и встретился со «смотрящим» по Минску Брабусом. Разговаривали они явно не о погоде. Так что если у Кушнера и были на родине некие позиции, то теперь они явно ослабели, а Циркач, видимо, попытался завоевать авторитет у белорусской братвы. Однако и ему пришлось корректировать свои планы. Сейчас Циркач парится на российских нарах, его задержали с наркотиками и паспортом на чужое имя.
К слову, коронация Дедом Хасаном Кушнера, Циркача и других вызвала бурю возмущения со стороны клана Таро. На своей сходке в августе 2012 года эта группа воров признала хасановскую коронацию «незаконной» и, что называется, статус «тормознули». Люди Ониани сочли, будто процедура была проведена вопреки решению массы воров воздержаться от новых коронаций до окончательного разрешения конфликта и прояснения статуса главных его действующих лиц. То есть, до окончания разборки между Дедом Хасанеом и Таро. По этой причине многие воры и отказываются признавать за новичками их титул.
В частности, против Кушнера выступили два белорусских вора – уроженец Гомеля 58-летний Александр Бор-Тимошенко, он же Тимоха, и 38-летний Дмитрий Галеев по прозвищу Галей.
Личности весьма колоритные. Тимоха пожил в США, где женился и стал Бором, там он попал в разработку ФБР как специалист по отмыванию денег, но успел сбежать. (Белоруса называли даже правой рукой известного вора в законе Вячеслава Иванькова – Япончика, погибшего в третьей воровской войне). Осенью 2001 года в Германии Тимоху приговорили к пожизненному тюремному заключению за убийство. Однако по жалобе адвокатов Бора федеральный Верховный суд Германии пришел к выводу, что в ходе слушаний было допущено слишком много процессуальных ошибок, и вернул дело на повторное рассмотрение. На свободу Тимоха вышел в 2006 году, ныне проживает в Подмосковье. У российской полиции претензий к нему пока нет.
Вор в законе Александр Бор-Тимошенко (Тимоха)
Уроженец Дзержинска Дмитрий Галеев воровскую корону получил в 1998 году, был не раз судим, с 2005 года на какое-то время перебрался в Россию, поселившись в Саратовской области. Однако там его арестовали за незаконно полученный паспорт гражданина РФ. Адвокаты Галея добились рассмотрения дела Европейским судом по правам человека. В 2010 году ЕС принял решение, что вора в законе арестовали незаконно. Россия отпустила авторитета с миром, и он уехал в Швецию.
Вор в законе Дмитрий Галеев (Галей)
Тимоха и Галей, мягко говоря, невзлюбили Кушнера. Оба подписались под сообщением, призывающим воровской люд не признавать Кушнерова как вора и «гасить его ставленников». По слухам, призыв был услышан. На белорусских зонах теперь якобы преследуют людей Кушнера — забивают почти до смерти. В гродненской тюрьме, где за порядком «присматривает» Коля Солдат, летом этого года «поломали» даже Кандыбу, которого Дед Хасан осенью 2011 года формально поставил «смотреть» за Беларусью ввиду невозможности Кушнером исполнять эти свои обязанности по той причине, что тот является «невъездным» в Синеокую. Хорошо осведомленный о жизни за решеткой источник сообщил Naviny.by, что Кандыбу смертным боем не били, а так – «дали пару раз по щекам, чтобы знал свое место».
По словам нашего собеседника, организованной преступности в Беларуси в ее привычном воровском виде теперь действительно нет. И возврата к прошлому уже не будет, даже если в смертной борьбе кланов кто-то одержит победу (что само по себе сомнительно). Ведь это идет вразрез с интересами третьей силы, которая вновь может «головы поотрывать».
Но следует помнить и уроки истории. Криминальный мир умеет ждать и приспосабливаться. Две войны он уже пережил!
Продолжение темы читайте в интернет-газете Naviny.by завтра.
Вы узнаете:
- сколько денег было в белорусском воровском общаке;
- чем промышляет сегодня профессиональный криминалитет;
- что потеряла в Беларуси российская уголовная мафия.
Виктор ФЕДОРОВИЧ