В Беларуси опять собирают рекламный трэш
Логотип «Феррари» на мотоблоке, молоко из молока, зубастые помидоры и другие шедевры белорусских бигбордов и вывесок уже попали в новую подборку белорусского рекламного трэша.
Конкурс самой бездарной белорусской рекламы проводится в нашей стране уже второй раз. Впервые рекламным клеймом в 2010 году были отмечены плакаты Быховского консервно-овощесушильного завода, завода «Луч» и Солигорской птицефабрики. Тогда внимательные читатели прислали на конкурс чуть более 40 примеров некачественной рекламы. В этом году их только за сентябрь накопилось уже почти четыре десятка, хотя конкурс продлится до декабря. Определить победителя организаторы обещают ближе к Новому году.
Портал Marketing.by, который выступает организатором конкурса, уже опубликовал две свежие подборки запечатленного народом трэша, а до декабря организаторы планируют разместить на сайте еще парочку таких серий. В текущие подборки попадают почти все присланные экземпляры трэшевой рекламы, исключение составляют лишь единичные работы, совсем не соответствующие формату конкурса.
Оцениваться присланные экземпляры будут в двух номинациях — «Полный трэш» и «Продающий трэш» (реклама, которая, несмотря на качество исполнения, эффективно работает). В состав жюри войдут креативные директора известных белорусских рекламных агентств. Народное голосование проводиться не будет, поскольку тема конкурса сугубо профессиональная, пояснил Naviny.by руководитель портала Сергей Скороход.
По его словам, организаторы конкурса таким образом хотят показать людям, что представляет собой некачественная реклама и во что может вылиться непрофессионализм рекламных агентств.
«Например, трактор с логотипом «Феррари» — это чистый плагиат, и люди должны понимать, что такую рекламу создавать нельзя. Если производитель этой рекламы увидит конкурс и свой билборд, он, как минимум, задумается, стоит ли это делать в следующий раз, — подчеркнул Сергей Скороход. — Конкурс направлен на повышение уровня молодых людей, которые пытаются создавать рекламу».
По словам эксперта, трэшевой реклама получается в тех случаях, когда она создается в режиме жесткого нарушения всех канонов качественного продукта или, например, когда крупная известная компания обращается за ребрендингом в самое дешевое агентство.
«Многие белорусские компании пытаются экономить на том, что они потом представляют своему потребителю, даже не задумываясь о том, как все это работает, с каким уровнем качества и будет ли результат соответствовать уровню продукта. Например, компания работает в сегменте «средний плюс», но дизайн сделан на уровень ниже», — отмечает Сергей Скороход.
Однако корень проблемы, по его мнению, лежит в некачественной маркетинговой политике: «Если маркетинг — болото, не отслеживает современные тренды и работает так же, как и пять лет назад, то, соответственно, и рекламный продукт будет создаваться с отставанием в 10 лет».
По словам руководителя Marketing.by, в Беларуси работает много мелких рекламных агентств, которые даже не стремятся отслеживать последние тенденции качественной рекламы.
Тем не менее, даже самой ужасной белорусской рекламе еще далеко до знатного российского трэша, регулярные обзоры которого делает, например, ресурс adme.ru.
«Наш трэш более интеллектуальный и изощренный, потому что в России — полная безбашенность. Там рынок больше, поэтому и случаи трэша встречаются чаще»,— говорит Скороход. Белорусский трэш, по его мнению, более добрый и наивный.
Однако качественная реклама в Беларуси тоже присутствует, и многие белорусские рекламные проекты получают престижные награды на международных фестивалях. Хотя и среди нефестивальной рекламы в Беларуси тоже есть достойные примеры, заверил Скороход.
«У нас есть рекламные агентства, которые могут делать хорошую рекламу, и есть технические возможности для этого. У нас есть хорошие режиссеры, копирайтеры и креаторы. Но все это стоит денег, и очень мало белорусских компаний готовы пользоваться услугами профессиональных рекламных агентств», — заключил он.
Маргарита ГЕЙЗЕНБЕРГ