Мед и пиво от души
14 октября — праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
На эту неделю у православных верующих приходится большой праздник — Покрова Пресвятой Богородицы (или, как еще у нас называют, — «Пакравы»). Когда–то это было время осенних свадеб. Все девушки, что «засиделись дома», обращались к высшим силам с просьбой: «Святы Пакроў, пакрой мяне маладу чапцом», то есть просили о замужестве. И это совершенно справедливо — ведь сам по себе праздник относится к разряду женских. А к празднику, как известно, и еда, и питье должны готовиться соответствующие, тем более что пища — одна из материальных обрядовых составляющих.
Так, издавна по всей Европе и у нас тоже в особые знаковые дни варилось пиво. И почти каждая белорусская сказка заканчивается словами: «Мед–пiва пiў, па вусах цякло, а ў рот не папала». Лексемы «пиво» и «хмель» постоянно встречаются в белорусских народных песнях, сказках, загадках, пословицах и поговорках. Причем хмель выступает в фольклорных текстах как совершенно живое существо: он «развiваецца» вольно, «начуе ночку ў маладой удавы». Пиво — по–настоящему древнейший и любимейший напиток. На Троицу его варили только замужние женщины. В другие моменты этот ответственный процесс поручали старейшим членам общины. А вот к Покровам пиво варили только девушки — как потенциальные «замужнiцы». Пиво у нас в ходу было светлое и темное. Наливали его в большие «келiхi», а Ян Собеский всыпал в этот потрясающий напиток еще и шкварки, зажаренные с луком, массу трав и специй. Наливать пиво полагалось от души, как говорят «з гарой», ну просто выше краев!
Место варки тоже выбиралось особое, как правило, это были «узгоркi», где на Масленицу катались на санках, а чуть позже пели песни–«заклiчкi», призывающие скорейший приход весны. Или место выбиралось возле каких–либо знаковых деревьев — например, у трех растущих рядом дубов, на берегу реки или даже у церкви. Сам хмель — растение, известное людям с древнейших времен, — использовался славянами для приготовления не только пива, но и ритуальных «медов». Ему приписывались особые магические качества, придавалось символическое значение. Собранный хмель освящали в церкви еще в ХVI веке. Статус растения был примерно таким же, как у виноградной лозы у южных народов.
В народной традиции хмель встречается очень часто, он тесно связан со сферой любовных взаимоотношений и во многих песнях символизирует молодого хлопца и вообще мужское начало. Он неотделимый атрибут, как у нас говорили, «залётаў хлопцаў да дзяўчат», поскольку способствует снятию многих табу и запретов, строгих рамок в поведении в определенные периоды — так называемые окошки. В язычестве хмель — символ некоторой свободы в отношениях полов. Хмель сам по себе еще и растение лекарственное благодаря своему своеобразному запаху, который уже сам по себе влияет на физическое и психологическое состояние. Чтобы уберечься от «дурнога вока», его часто носили с собой — закладывали в обувь, подкладывали в брачную постель молодых, «каб спрыяў любвi», добавляли в воду при ритуальном умывании. На Витебщине, где больше всего записано «радзiнных i хрэсьбiнных» песен и где особо почитается бабка–повитуха, эту самую повитуху «украшали» веником из хмеля. Так же, как и веточками вербы и можжевельника, хмелем окуривали помещения, очищая от разной заразы, прогоняя болезни. Кроме того, считали, что хмель спасает от попадания молнии, как бы отводит ее во время грозы.
Сон в руку
Пиво пить — может болеть голова, возможен какой–то неприятный разговор и даже ссора.
Быть в «пиру» — ожидает встреча с друзьями, знакомыми, кого долго не видели.
Веник — уйдет что–то неприятное, досадное и злое из дома.
Автор публикации: Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ