Скульпторы озадачены: откуда брать деньги на красоту в городской среде?

Источник материала:  
04.10.2012 14:55 — Новости Общества

Скульпторы озадачены: откуда брать деньги на красоту в городской среде?

/

           


Вчера за одним столом белорусские скульпторы, дизайнеры и даже чиновники размышляли о том, как вернуть городской среде былую художественную целостность. Бросалось в глаза, что многим участникам беседы здорово осточертели одинаковые панельные коробки новых микрорайонов и примитивное "благоустройство", которым сопровождается это строительство. Но изменить что-то нельзя без закона, который бы определил, откуда именно брать деньги на красоту, а не ее имитацию.
 
В самом начале беседы скульпторы посетовали на то, что сегодня в Минске и вообще в Беларуси не появляется "новая скульптура".
 
- Ведь даже если появляется какая-то, сейчас сделанная, то многое напоминает старую скульптуру, семидесятых-восьмидесятых. Но это проблема преемственности поколений, белорусской школы скульптуры, личных взаимоотношений, того, у кого сегодня есть возможность создавать скульптуру. Но молодые уже стали приходить, так что думаю, все-таки постепенно будем развиваться и будут появляться совершенно неожиданные формы, как в Литве, в Польше. Вопрос в том, что требуется финансирование скульптуры, если мы хотим насыщать среду активно и энергично, - считает скульптор Максим Петруль (автор памятника жертвам гетто "Разбитый очаг". - TUT.BY).
 
Скульпторы озадачены: откуда брать деньги на красоту в городской среде?


Он же приводит в пример европейские страны, где, по его словам, "существуют законы нескольких процентов, которые обязуют инвестора, приходящего на строительный рынок, определенную сумму пускать на скульптуру, на художественные работы, на городской дизайн".
 
С коллегой согласен Константин Селиханов (автор скульптуры "Муза оперы" возле Театра оперы и балета. - TUT.BY):
 
- Что такое Минск вообще? Фактически это спальные районы, нанизанные на стержень исторического культурного центра. Тема развития скульптуры там – очень хорошая тема. В районах, которые только планируются, на мой взгляд, нужно в строительство вводить железной волей какие-то объекты, которые бы эти районы превращали в нормальное состояние, а не в то, что мы видим сейчас. Выпускник Академии искусств, наш скульптор уехал в Израиль, при формировании новых районов он там нарасхват. А у нас?
 
А у нас в услугах людей с профессиональным чувством художественного вкуса при строительстве новых районов как будто не нуждаются – именно об этом грустят нынешние специалисты. Во многом причина в том, что строительство, даже в центре столицы, стараются сделать все более и более дешевым.

Проблему эту видит и  главный архитектор УП "Минскпроект" Михаил Гаухфельд:

- У нас экономия за счет качества происходит. Панельный дом построить дешево, но это ж не значит, что мы весь Минск должны застраивать панельными домами, какими бы они ни были. Панельный дом - это конвейер, каким бы он ни был хорошим, а сегодня они хорошие. Но это здание, которое не учитывает городскую среду. Когда их становится превалирующее количество, город превращается в казармы. В какие бы мы цвета ни красили, мы не найдем тут новой эстетики, - вздыхает специалист.
 
Заместитель министра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич мыслью скульпторов о "процентах на художественное оформление" заинтересовался и предложил дерзать. Мол, нужно лишь, чтобы идея такого законопроекта исходила от заинтересованных общественных организаций.
 
В свою очередь, Михаил Гаухфельд улыбнулся, сказав, что идея любопытна, но Америки современные скульпторы тут не открывают:
 
- Эта фактически советская схема. Она была очень хороша. У нас практически в любом объекте закладывалось 2% на художественные работы. Автор проекта, архитектор, заранее приглашал кого считал нужным: скульптора, монументалиста… И все эти работы шли за пределами сметной стоимости. Потом они совместно выставляли на совет единое архитектурно-монументальное произведение, если оно получало одобрение, дальше все понимали, как действовать. Как только эти 2% исчезли, заказчик, какой бы он ни был, перестал на такие благие цели хоть сколько-то выделять.
 
Тут присутствующие наткнулись на еще одну проблему: если заказчик будет выделять деньги, не будет ли он полностью диктовать свои условия тем, кто этим художественным оформлением занимается?
 
- Здесь как раз-таки очень важен консенсус. Например, я сейчас делаю оформление станции метро "Грушевка". Надо сказать, что воздействие заказчика, метрополитена, - минимальное. Это очень приятно, - сказал Максим Петруль.
 
- К тому же, во всех европейских столицах существуют городские общественные советы – профессиональные, авторитетные организации, которые решают, нужна новая скульптура городу или не нужна. Нужно будет так действовать и у нас, - добавил Константин Селиханов.
 
Кроме того, нужно учитывать и общественное мнение, считают скульпторы. И приводят в пример Вену, где до того, как водрузить в центр города памятник жертвам СПИДа, сначала поставили ее картонную копию. А рядом – ящичек для голосования, в который люди бросали записки. Горожане выступили против нового памятника в том виде, в котором его представили. И мнение их стало определяющим.

Считают необходимым скульпторы привлечь к созданию эстетически правильной городской среды и владельцев столичных кафе. Скульпторы уверены, что и нынешние хозяева заведений могли бы подарить городу то, что подарили в свое время владельцы бывшего ресторана "Гудвин" (скульптура "Железный дровосек") и былого пивного бара "Потсдам" (скульптуры львов, что на Интернациональной). Большой плюс и новым собственникам этих заведений за то, что берегут скульптуры, успевшие стать городским наследием. К сожалению, все, что могут теперешние собственники столичных кафе и ресторанов - лишь заказывать яркие штампованные вывески.

←Замминистра природы Анатолий Лис пригласил журналиста TUT.BY в любой заповедник страны

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика