Служба Родине бывает и семейным ремеслом
Есть люди, буквально созданные для своей профессии. Они быстро становятся настоящими профессионалами, превращая свое ремесло из повседневной рутины в настоящее творчество.
Впервые с заместителем командира 51‑й гвардейской смешанной артиллерийской группы — начальником отделения по формированию гвардии полковником Игорем Смотровым я столкнулся на Осиповичском полигоне: опытный офицер разъяснял своим молодым подчиненным тонкости артиллерийского «хлеба». Уже тогда, поняв, что Игорь Викторович — потомственный военный, сделал себе заметку в блокноте, что обязательно напишу про этого человека. Вскоре такая возможность представилась…
— Служба Родине — это у нас семейное ремесло, — с улыбкой поведал мне при новой встрече офицер. — Прадедушка, два деда, бабушка, отец — все военные… Думаю, поэтому и моя судьба была предрешена заранее.
Впрочем, Смотров‑старший не настаивал, чтобы сын пошел по его стопам: каждый волен выбирать свою судьбу сам. Но у абитуриента Игоря Смотрова была одна цель.
— Желание стать офицером было огромным, — вспомнил те судьбоносные дни гвардии полковник Смотров. — Правда, в детстве хотел быть танкистом, но потом сделал выбор в пользу бога войны — артиллерии. Поступил в Тбилисское Краснознаменное ордена Красной Звезды высшее артиллерийское командное училище.
Учеба складывалась для будущего офицера успешно. Ну а перед самым выпуском произошло событие, которое во многом повлияло на дальнейшую судьбу Игоря Викторовича.
— Однажды к нам заехал мой хороший друг, выпускник училища Юра Седых, — голос офицера утратил в этот момент веселые нотки: было видно, насколько нелегко даются ему эти воспоминания. — Он попал служить в Закавказье, а тогда отправлялся в Афганистан…
После того разговора курсант Игорь Смотров написал рапорт с просьбой, чтобы его тоже направили служить «за речку». К слову, этой идеей загорелись тогда многие, и на стол начальнику училища генерал-майора Шувалова только из взвода Смотрова легло 11 рапортов. «Дело хорошее, я вас поддерживаю, — прокомментировал поступок своих подопечных генерал. — Молодцы, что не побоялись».
— Но в тот год отправиться служить в Афганистан мне не удалось, — добавил гвардии полковник Смотров. — В училище не пришло соответствующих разнарядок…
После выпуска Игорь Викторович отправился служить в Монгольскую Народную Республику. А через семь месяцев молодому офицеру задали вопрос: по-прежнему ли он готов убыть «за речку»? Вскоре лейтенант, пройдя специальную медицинскую комиссию, начал готовиться к отправке…
— Что особенно там запомнилось? — переспросил многоопытный офицер-артиллерист. И мгновенно ответил: — Отношение к людям. Отношение командиров к своим подчиненным. Это очень важно: все были как одна большая семья. Сразу по приезде в Афган любого военнослужащего закрепляли за опытным наставником, и тот «доучивал» подчиненного.
Для Игоря Смотрова таким человеком стал командир артиллерийской батареи капитан Сергей Чернисин. Все премудрости той войны он подробно объяснял, не оставляя без внимания ни одной детали. В Афганистане все старались поддерживать друг друга, никто не оставался в одиночестве.
И уже через три недели Игорь Викторович отправился на свою первую боевую операцию. По «афганским» меркам, срок подготовки был тогда очень скромным, но капитан Чернисин видел, что заместитель командира батареи — корректировщик Смотров уже готов к самостоятельному «полету».
За Гиндукушем Игорь Викторович провел чуть больше года. Он участвовал в 26 боевых операциях, был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
Воинскую часть, где служил артиллерист, после вывода из Афганистана расформировали. И офицер Смотров был вновь направлен служить в Монголию — уже на должность командира самоходной батареи.
— В те годы у меня за плечами был реальный боевой опыт, накопились знания, — вспоминает Игорь Викторович. — Мои товарищи по тбилисскому училищу еще были на должностях командиров взводов, а я уже командовал батареей. Между тем зависти вовсе не ощущал: и начальство, и мои подчиненные понимали, что старший лейтенант Смотров соответствует своей должности.
Через год новым местом его службы стал Забайкальский военный округ. Воинская часть, где оказался офицер, стояла в поселке Чистые Ключи, вокруг — тайга.
— Вскоре мне предложили отправиться в Белорусский военный округ. Согласился: все-таки родина…
С тех пор военная карьера офицера Смотрова была неразрывно связана с Беларусью. Как сам он признался, исколесил ее вдоль и поперек. Были в службе и особые достижения. Так, в 1991 году капитан Игорь Смотров был признан лучшим командиром батареи Краснознаменного БВО. Несколько раз его подразделение признавалось лучшим среди артиллерийских дивизионов нашей армии.
Долгие годы Игорь Викторович шел по карьерной лестнице только вверх. Но порой перед любым человеком встает непростой вопрос выбора…
— Так сложилось, — вспоминает офицер, — что из-за болезней близких родственников мне пришлось написать рапорт и перейти на нижестоящую должность. Все годы семья была моим надежным тылом, и подвести ее в трудный момент не имел права. Тогда я сделал свой выбор — и им абсолютно доволен. Да и 51‑я гвардейская смагр не чужое для меня соединение: здесь служил мой отец, сам я родом из Осиповичей, коллектив тут дружный. И, главное, занимаюсь своим делом. Чего еще желать?..
…Уже прощаясь, гвардии полковник Игорь Смотров признался: есть все же одна заветная задумка, которая не получилась. Офицерская династия Смотровых на нем, увы, прервется как минимум на одно поколение.
— К сожалению, мой сын Игорь не сможет стать офицером. Не всегда все получается, как мы хотим…
Старший лейтенант ДЕНИС ПИСАРЕНКО, pisarenko@vayar.sml.by, фото Андрея Артюховского