Где спрятаться от мужа с топором

Источник материала:  

Первый звонок на горячую линию помощи для пострадавших от домашнего насилия раздался ровно через десять минут после ее открытия. Каждый день не меньше десяти звонков, не меньше десяти историй о том, как семейная жизнь превратилась в ад.

О буднях тех, кто помогает людям бороться с домашней тиранией и изменять свою жизнь к лучшему, «Народной Воле» рассказала Председатель правления международного общественного объединения «Гендерные перспективы» Ирина Альховка.

Жен бьют и профессора, и врачи

Попасть в святая святых -- туда, где консультант принимает звонки, -- у посторонних не выйдет. На дверях нет таблички-ориентира, да и подсказывать дорогу случайному гостю не спешат. Пятеро специалистов, которые с 13 августа приступили к работе на новой горячей линии, понимают, что «отблагодарить» их скорее придут со скандалом, чем с цветами.

«Народной Воле» тоже не удается заглянуть в комнату консультантов. Во-первых, как раз во время визита начался разговор, который не предназначен для чужих ушей. А во-вторых, от греха подальше…

-- Мы заботимся о безопасности наших сотрудников, -- поясняет Ирина Александровна. -- Не хотелось бы распространяться на эту тему, чтобы меры, которые мы предпринимаем, оставались действенными.

Это необходимо: разъяренные мужья не любят, когда их бросают жены, когда приходится делить богатое имущество. А еще есть люди с психическими заболеваниями и масса непредсказуемых ситуаций.

-- Несмотря на возможные сложности, под эгидой «Гендерных перспектив» стартовал новый проект -- горячая линия для жертв домашнего насилия. Почему выбран именно такой формат помощи?

-- Одна из проблем домашнего насилия в том, что людям, которые все это переживают (чаще всего это женщины), стыдно и страшно признаться, что они стали жертвами. Представьте: успешная дама, работает в Академии наук, в научной сфере или в школе, подает пример другим людям. И вдруг оказывается, что такую женщину бьет муж… Не так просто заставить себя прийти на очную консультацию и признаться: «Меня тут супруг поколачивает. Как с этим жить?»

Телефонное консультирование дает полную анонимность. Не ведется запись разговора, мы не спрашиваем имя, не фиксируем никаких данных. Единственное, что может уточнить консультант, как к человеку обращаться. Полная анонимность позволяет человеку, который нам звонит, положить трубку в любой момент. Не понравилось что-то, в комнату кто-то вошел или просто нет желания продолжать разговор -- прекратили беседу. Это невозможно при очном консультировании. Кроме того, человек, у которого есть проблема, сам выбирает время «сеанса». Мне кажется, в этом и есть преимущество горячих линий, хотя, конечно же, есть и недостатки.

-- Со дня старта проекта прошло совсем немного времени, но, наверное, какие-то промежуточные итоги подвести можно?

-- Довольно большая потребность в юристе. Для нас это хороший знак -- люди не просто используют нас как уши, они хотят действовать. А юридическая помощь -- вполне конкретный инструмент: консультация может  помочь решиться на развод, на то, чтобы подать заявление в милицию или составить иск о разделе имущества. Доказано, что домашнее насилие развивается во многом благодаря безнаказанности. Какой эффект от ситуации, когда мужу выписали штраф за избиение жены, а она его сама и оплатила?

Просят консультации, например, в таком положении: развожусь, муж узнал и еще больше стал бить, пугает тем, что отсудит детей. Может ли он это сделать? Как сделать так, чтобы этого не случилось? Можно ли потерять квартиру после развода?

Мы понимаем, что идет шантаж, но женщина в стрессе боится всего, ей сложно принять решение, а мы можем ее поддержать. Конечно, консультируем только тех, у кого причиной развода стало насилие. Но вопросы-то общие для всех. Брали кредит на квартиру вместе, на кого повесят долги после развода? Как делить имущество, если все куплено на деньги мужа, а жена в это время смотрела за детьми?

Иногда просят забрать мужа «для консультации». Этого мы сделать не можем -- человек должен обратиться к нам сам.

-- Проект рассчитан на три года. Вы сказали, что все это время будете собирать и обрабатывать данные. Что же войдет в отчеты, если почти вся информация о клиенте конфиденциальна?

-- Кроме непосредственной помощи по телефону для нас горячая линия -- возможность оценить масштаб распространения домашнего насилия. Ведь сегодня мы знаем только государственную статистику, а это лишь верхушка айсберга. Информация, которую собирают правоохранительные органы, чаще касается тех семей, где есть алкогольная зависимость. Оба партнера выпили, подрались, а наутро ничего не помнят.

Наш опыт работы с пострадавшими от домашнего насилия иной. Есть обращения от очень хороших семей с достатком, где агрессоры -- врачи, милиционеры, ученые, люди, которые имеют даже не одно высшее образование. Социальный статус очень высок, а это уже разрушает мнение о том, что проблемы семейного насилия бывают только в семьях с финансовыми проблемами.

Информация, которую мы собираем на горячей линии, только ярче покажет, что сегодня по нашему законодательству почти невозможно наказать за то же психологическое насилие. Разве что можно попробовать моральный ущерб взыскать, но его размер совсем невелик. О наказании экономического насилия и говорить не приходится. Между тем, если муж говорит жене, что она сидит с ребенком и ничего не зарабатывает, поэтому он будет решать, на что тратить деньги, это не недопонимание, это – обесценивание труда женщины и экономическое насилие.

Хоть в монастырь беги!

-- Ваши сотрудники каждый день выслушивают множество сложных историй. Имеют ли они право сообщать о самых вопиющих случаях насилия?

-- По белорусским законам, каждый гражданин может понести ответственность за недонесение о готовящемся преступлении. Но такой информации мы просто не получаем. Те люди, которые к нам обращаются, делятся тем, что они переживают. Да и написать заявление от имени человека мы не можем. Все, что в наших силах, -- задавать наводящие вопросы, например: что человек хочет делать в сложившейся ситуации? Случаи бывают разные: бьет муж, имеет место психологическое насилие, или взрослые дети забирают пенсию у родителей. Но советов мы не даем никому. Для кого-то решение всех проблем -- развод, для кого-то -- смена квартиры, для кого-то еще -- очная терапия с консультантом. Специфика нашей помощи в том, чтобы заставить человека действовать самостоятельно.

-- Но ваши консультанты могут, например, подсказать человеку, оказавшемуся в беде, адреса кризисных центров или приютов, где ему помогут? На практике сама убедилась, что совсем не легко найти подобные адреса даже в столице.

-- Есть два приюта, или убежища, с которыми мы давно работаем. Там можно провести некоторое время, если угрожает физическая расправа. Один центр в Могилеве работает на базе детской SOS-деревни. Там принимают только женщин с детьми. Второй находится в Лиде на базе православного сестричества, где могут найти временный приют одинокие женщины и матери с малышами.

Что касается кризисных комнат, то сегодня они работают на базе государственных территориальных центров социального обслуживания населения. К сожалению, не всегда там можно жить или хотя бы остаться на ночь. Не хватает дежурного персонала, есть проблемы с местами для сна, гигиеной. Получается замкнутый круг: люди не просят там помощи, потому что ее не могут оказать. Нет обращений от людей -- в бюджет не закладывается соответствующая строка, а значит, условия не улучшаются.

Но проблему нужно решать сейчас, потому что из дома уходят в халате и тапочках, дети плачут, и не известно, что будет завтра, если муж бегает по дому с топором.

С больной головы на здоровую

-- Вы обмолвились, что консультанты не дают советов. Почему возникла такая практика?

-- Каждая ситуация индивидуальна. Для кого-то развод будет освобождением, а кто-то говорит, что расставания быть не может -- венчаны. Кто-то видит свою роль в том, чтобы помочь близкому человеку избавиться от агрессии. Судя по международному опыту, насильников тоже можно считать пострадавшими. У кого-то есть способности и предрасположенности объяснить, а кто-то сразу же действует кулаками, грубостью и унижениями. Существуют специальные программы терапии, где таким людям помогают избавиться от насильственных наклонностей.

Как мы можем что-то рекомендовать, когда не знаем всей ситуации? Дать совет на основании неполной информации, по крайней мере, непрофессионально и, конечно, неэффективно.

Наша задача найти и активизировать внутренний ресурс человека. Например, хотите разводиться? Давайте обсудим, что даст вам эта ситуация, как изменится ваша жизнь. Боитесь эскалации конфликта? Давайте продумаем вместе план действий на крайний случай. Хотите, чтобы кто-нибудь поработал с мужем-деспотом? Приводите его на сеанс терапии. В этом и заключается наша задача, а решение принимает только сам человек.

-- Получается, из сложной ситуации человеку все равно придется выпутываться самостоятельно?

-- Мы уже много лет моделируем горячую линию по безопасному выезду за границу La Strada, и по этому опыту могу сказать, что наши люди очень любят перекладывать ответственность на других. Спрашивают: «Как бы вы поступили? Как вы считаете?»

Ну как, как можно отдавать свою жизнь в руки совершенно незнакомого человека?! Но это очень удобно -- быть взрослым и не нести никакой ответственности. Эта черта просто пронизывает наше общество.

Мы не будем с нашим клиентом всю его жизнь. Наша помощь -- не социальный костыль, с которым можно ковылять до самой старости. Наши специалисты терпеливо помогают разобраться в ситуации, но в итоге в милицию пойдет не консультант, а избитая жена. Принцип любой социальной работы -- не решать проблему за человека, а помочь ему найти внутренние ресурсы для того, чтобы справится со сложной жизненной ситуацией.

У них «крыша не едет»

-- В сети можно найти объявления о приеме на работу специалистов для горячей линии. Честно признаться, требования очень высокие. Расскажите немного о тех, кто сегодня выслушивает телефонные исповеди.

-- Найти сотрудников было очень сложно, но те, с кем мы решили работать, -- отличные специалисты, понимающие всю специфику ситуации, прошедшие интенсивное обучение. Одно дело иметь опыт очной работы с клиентами, другое -- телефонная беседа, когда не видишь собеседника. Например, не все знали, что агрессор тоже может быть жертвой, ведь все тираны -- люди боязливые. Для них насилие -- средство обеспечения собственной безопасности. Деспот контролирует свою семью и только так чувствует себя хорошо.

Стоит отметить, что, несмотря на сложность работы, интерес со стороны соискателей был очень большим. Наверное, сыграло свою роль то, что работа с благородными целями. Со своей стороны, мы будем следить за моральным состоянием наших коллег, предотвращать появление синдрома эмоционального выгорания. Это специфическое состояние, когда человек полностью морально истощается, помогая другим.

Средний возраст нашего специалиста -- 35 лет. При этом некоторые имеют более чем десятилетний опыт работы. Хотя мы не смотрели на возраст, самое важное для нас -- умение человека ориентироваться в сложной ситуации.

-- Неужели так важно было найти самых устойчивых?

-- У человека, который напрямую работает с жертвами домашнего насилия, должно быть свое хобби, умение дистанцироваться. Мы не можем обсуждать с близкими проблемы на работе. Даже не со всеми сотрудниками в офисе можем разговаривать о том, что слышим в трубке. Это вопрос этики, ведь Минск -- город маленький. Сидя в метро, можешь услышать историю, которую кто-то тебе вчера рассказывал по телефону. Никогда не узнаешь, где все это может всплыть и как отразится на тебе.

-- Когда консультант имеет право положить трубку?

-- Если звонит человек, который просто занимает время или хочет использовать консультанта в качестве объекта удовлетворения своих сексуальных нужд. Мы не можем позволить себе оставлять без поддержки клиента, который реально нуждается в помощи, чтобы развлекать шутника.

-- Какое время самое «горячее» для консультантов? Складывается впечатление, что семейные скандалы чаще происходят по вечерам…

-- Домашнее насилие отличается от простого скандала. У конфликта есть предмет, уладив все споры, люди спокойно живут дальше. А домашнее насилие циклично. Звонят нам чаще те, кто уже давно столкнулся с этой ситуацией. Те, у кого просто нет сил терпеть.

Наши коллеги из лидского приюта привели такую интересную статистику: количество обращений возрастает к четвергу-пятнице-субботе и снижается в воскресенье-понедельник. Просто перед новой рабочей неделей люди стараются не пить… Ну и дни зарплат традиционно считаются кризисными. Жертвам насилия в такие дни хоть на улицу беги. И бегут…

-- Какое будущее у проекта?

-- Все зависит от того, насколько горячая линия будет востребована. Мы узнаем, нужно ли вводить круглосуточный прием звонков, приглашать второго консультанта. Наши психологи, социальные работники и юристы знакомы с проблемой домашнего насилия, они знают, как помочь в данной ситуации. Для нас очень важно мнение наших клиентов, то, как люди покажут свою заинтересованность, свое доверие. Если это случится, будем принимать решения о расширении.

Скажу лишь, что за четыре дня к нам поступил 41 звонок. 10 звонков в день -- показатель того, что наша помощь нужна.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Все те, кто работает на горячей линии помощи пострадавшим от домашнего насилия, желают читателям «Народной Воли» благополучия и счастья. Если же вы или ваши близкие попали в беду, вам помогут разобраться в сложной ситуации по номеру 8-801-100-8-801.

Звонки принимаются с 08.00 до 20.00 без выходных, по четвергам (с 08.00 до 20.00) и субботам (с 08.00 до 14.00) можно получить консультацию юриста. Все услуги горячей линии и телефонное соединение -- бесплатны. Пока звонки принимаются только с городских телефонов.

←Все, что нужно знать студенту-выпускнику на первом месте работы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика