ЖАРКОЕ ЛЕТО В ДАМАСКЕ

Источник материала:  

Вот уже более двух месяцев в Сирии идет война. То, что было раньше, называли массовыми антиправительственными волнениями, перерастающими в вооруженное противостояние. Но теперь и заместитель генерального секретаря ООН по миротворческим операциям Эрве Ладсу, и члены Международного Комитета Красного Креста, и президент Сирии Башар Асад — все называют происходящее в стране не иначе как войной.

На турецком фронте без перемен

В июне Турция нарушила воздушное пространство Сирии. Сирийские силы противовоздушной обороны сбили турецкий многоцелевой истребитель-перехватчик наземной поддержки третьего поколения «Фантом» американского производства. Этот самолет способен без помощи наземной станции наведения находить и уничтожать цели, находящиеся за пределами визуального контакта. Его скорость в два раза превышает скорость звука. 

Вскоре сирийская ПВО обстреляла еще один турецкий самолет, проводивший поиски сбитого ранее истребителя. Турция отреагировала: объявила повышенную боевую готовность и начала переброску войск к турецко-сирийской границе.

В июле ситуация на турецком фронте существенно усложнилась. Сирийские вооруженные силы ежедневно теряли в среднем по 50 солдат убитыми от рук сирийских же бандитов, которых поддерживают турки. Ожесточенные бои развернулись вокруг приграничных городов, которые постоянно переходили из рук в руки. Ведь контроль правительства над пропускными пунктами мешает поставкам оружия боевикам и проникновению в страну иностранных наемников.

Более того, в июле Турция перешла в наступление. Из турецкого города Газиантепа в пограничную провинцию Килис вышла колонна, в составе которой было 20 единиц бронетехники, зенитные ракетные комплексы, а также сотни военнослужащих. По заявлению турецкого правительства, сделано это было «для отражения возможных провокаций со стороны Сирии».

Турецкие войска оккупировали большую часть провинции Идлиб, расположенной на севере Сирии, и установили там так называемую буферную, а фактически бесполетную зону для защиты турецкой территории от сирийских вооруженных сил. Если раньше границу с Турцией в этой провинции патрулировали сирийские боевые вертолеты, атаковавшие нарушителей, то после размещения у самой границы средств ПВО Турции такое патрулирование стало невозможным.

Турция не вправе поставлять оружие сирийской оппозиции. Тем не менее турки доставили ракеты класса «земля — воздух» на границу с Сирией, где проходили бои между оппозицией и правительственными войсками. Боевики захватили три контрольно-пропускных пункта на сирийско-турецкой границе, города Аззаз и Баб аль-Салам. Заполучив турецкие ракеты, они добрались до Алеппо и начали штурмовать центральную его часть.

Жесткое противостояние Турции и Сирии объясняют курдской проблемой. Злейшие враги Анкары — курды, лояльные правительству Асада, компактно проживающие на северо-востоке Сирии, взяли под свой контроль основные города региона. Правительству Асада в знак благодарности курские сепаратисты не оставалось ничего иного, как выпустить на свободу 1.200 членов Курдской рабочей партии (КРП), которые находились в заключении за политические преступления на территории Турции. Освобожденные курды тотчас примкнули к Партии демократического единства (ПДЕ), учрежденной сирийскими курдами. В ответ премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган обвинил сирийские власти в покровительстве боевикам КРП и пригрозил бомбежками турецкими ВВС баз курдов на территории Сирии.

В августе турецкая угроза вновь дала о себе знать. Анкара, чтобы оправдать переброску тяжелой бронетехники к сирийской границе, затеяла там крупные военные учения.

Свободная террористическая армия

Основная угроза для боевиков «свободной армии» — 4‑я механизированная дивизия под командованием Махера Асада, насчитывающая 25 тысяч контрактников, на вооружении которой состоят ударные вертолеты и последние модели российских танков. А еще боевики стараются также избегать прямых столкновений с полками сирийского спецназа и дивизиями национальной гвардии. Сирийские незаконные вооруженные формирования, или «свободная армия» (ССА), как они себя называют, начали бои с правительственными войсками в предместьях города Алеппо.

На северном направлении им удалось пробиться в пределы городской черты и приступить к штурму местной штаб-квартиры органов госбезопасности. Боевики захватили воинскую учебную часть, расположенную в десяти километрах к северу от Алеппо, и взяли часть расквартированных там военнослужащих в качестве заложников. В городе начались уличные бои. Оппозиции удалось подбить и захватить несколько танков правительственных войск.

Помощь «свободной армии» союзники — Саудовская Аравия, Катар, Франция — оказывают через территорию Турции и Ливана. Из перехваченной сирийской разведкой шифровки следовало: «свободная армия» просила у саудовских союзников 1.000 ручных противотанковых гранатометов, желательно советского производства, — «Вампир», 500 переносных зенитных ракетных комплексов «Стрела», 750 крупнокалиберных пулеметов, бронежилеты и средства связи.

В составе «армии» действует иностранный контингент добровольцев из Ливии. Возглавляет эту якобы «сирийскую» армию турецкий офицер, гражданин Турции Ареф Хамуд, а жалованье ее боевикам выплачивают Саудовская Аравия и Катар.

«Свободная армия» широко применяет дезинформацию и другие приемы информационной войны. Представители сирийской оппозиции сообщили, что в результате обстрелов города Тремсы правительственными войсками погибли 200 мирных жителей. Но уже через несколько часов один из боевиков «свободной армии» в беседе с корреспондентом агентства «Франс Пресс» признался: число гражданских лиц, погибших в результате артобстрелов, не превышает семи человек, а остальные — боевики «свободной армии».

Был и такой случай: распространили слухи о стрельбе «сирийской армии» по мирным гражданам. Но вскоре сирийское государственное телевидение показало интервью с полевым командиром Хуссейном Хармушем, где он признался, что огонь по мирным гражданам, выходившим на улицы после пятничной молитвы, открыли боевики. За это интервью оппозиционеры расстреляли Хармуша.

Основной же прием боевиков «свободной армии» — теракты и диверсии. В Дамаске в здании службы национальной безопасности Сирии от мощного взрыва погибли министр обороны, его заместитель по вопросам безопасности, бывший шеф военной разведки (зять сирийского президента), помощник вице-президента. Причастность «свободной сирийской армии» к теракту подтвердил полевой командир Касим Саадуддин.

Оружие боевикам «свободной армии» поставляет в основном Саудовская Аравия. Сначала его доставляют в турецкий аэропорт Адана. Турецкая же сторона практически открыто передает его боевикам «свободной армии».

Чтобы перекрыть этот канал поставок оружия, сирийские правительственные войска предприняли контрнаступление на Алеппо. ВВС Сирии подвергли бомбардировке позиции боевиков, на город двинулись несколько колонн бронетехники. Тем не менее боевики «свободной армии» продолжали удерживать половину города и взяли в заложники сто сирийских граждан. Им удалось оставить проход от турецкой границы к Алеппо.

В стремлении захватить приграничные города сирийская оппозиция отличается варварством и чудовищной жестокостью. На одной из застав боевики ССА отрубили руки и ноги у сирийского полковника, расстреляли 22 сирийских пограничника.

Информационное агентство «Франс Пресс» и канал «Евроньюс» сообщили, что к «свободной армии» примкнули 6.000 боевиков «Аль-Каиды» — ультрарадикальной международной террористической организации ваххабитского направления ислама. После захвата одного из контрольно-пропускных пунктов на сирийско-турецкой границе полевой командир из «Аль-Каиды» дал интервью. Заявил, что его организация борется за создание в Сирии исламского государства. А еще рассказал, что за сирийских оппозиционеров воюют боевики из Алжира, Саудовской Аравии, Египта, Туниса и Чечни.

Битва за столицу

В июле развернулись бои в столице страны — Дамаске. Чтобы изгнать боевиков из ранее захваченных районов, правительственные сухопутные войска при поддержке бронетранспортеров и авиации вошли в пригороды Мидан, Тадхамон, Джобар и Кфар Суса. Боевые действия переместились в центральные районы города, начались бои на улице Багдад — центральной городской магистрали.

Ожесточенные бои проходили в дамасском квартале Ихлас, в котором расположено здание совета министров Сирии и корпуса Дамасского университета. От района Ихлас до президентского дворца на горе Касьюн — примерно три километра. Столкновения между ССА и правительственными силами проходили и в других частях сирийской столицы, в частности в центре, на юге, северо-востоке и востоке. Не обошлось без терактов: в здании государственного телецентра в Дамаске произошел взрыв, в результате которого пострадали три человека.

Приемы, которые «свободная армия» использует в этой войне, самые что ни на есть бандитские. В пригороде Дамаска боевики похитили в качестве заложников 48 иранских безоружных паломников, которые направлялись из аэропорта в город. После этого «свободная армия» выставила требование вывести из страны иранский контингент и, не добившись результата, начала уничтожать заложников.

Что американцы забыли на Средиземноморье?

Соединенные Штаты не скрывают свою роль в этой агрессии. Высказывания, раздающиеся из Вашингтона по поводу Сирии, иначе как демагогическими не назовешь. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон заявила: «Страны, продолжающие поставлять режиму Башара Асада оружие, из которого стреляют по невинным мужчинам, женщинам и даже детям, должны крепко задуматься о том, что они делают. Эти страны заняли неверную сторону с точки зрения истории. В этом споре они защищают совсем не тех, кого следовало бы».

А кого же защищать? Неужели тех, кто плечом к плечу воюет с «Аль-Каидой» против конституционной власти Сирии? Кто устраивает информационные провокации, выдает свои преступления за деяния правительственных сил, что не раз разоблачало сирийское телевидение и блогеры?

Война эта нужна прежде всего Соединенным Штатам. Во‑первых, потому что всякая война, к которой приложила руку Америка, косвенным образом укрепляет доллар. Хотя бы уже тем, что отвлекает внимание мировой общественности от гигантской финансовой пирамиды, которую продолжает строить Вашингтон. Во‑вторых, Соединенные Штаты хотят показать всем государствам Ближнего Востока, каково быть непослушными и вести самостоятельную политику. Причем показывают это чужими руками: в ходе боев за освобождение района городов Хомс и Алеппо найдены тела боевиков. Американцев среди них нет, но есть наемники из Турции и Египта, Йемена и Ливии, Ирака и Сомали, Саудовской Аравии… В‑третьих, всякая война в Азии ослабляет влияние Китая, роль которого как одного из геополитических полюсов снижается. И усиливает роль США.

Прогнозы относительно дальнейшего развития событий в Сирии неутешительны. Израильский аналитик по Ближнему Востоку профессор Эяль Цисслер подчеркивает два важных момента: регион насыщен радикальными исламистами. И они ни от кого не скрывают, что хотят захватить в Сирии бразды правления. Они будут добиваться своей цели любой ценой, если даже для этого придется погрузить всю страну в пучину терактов. За примерами далеко ходить не надо — именно это случилось в Ираке.

Следует учесть и то, что Сирия состоит из различных этнорелигиозных общин. В условиях нестабильности распад страны на автономные территории — алавитов, курдов, друзов — вполне вероятен.

ВЛАДИМИР КОЖЕВНИКОВ, kozhevnikov@vayar.sml.by

 

 

←Винно-водочные отделы магазинов Партизанского района не будут предлагать заядлым клиентам так называемые чернила до конца года.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика