Пять шагов, без которых учителям не вернуть уважение, зарплату и личную жизнь
30.08.2012 15:15
—
Новости Общества
Пять шагов, без которых учителям не вернуть уважение, зарплату и личную жизнь
О том, что педвузы в очередной раз оказались привлекательны только для абитуриентов с крайне низкими баллами, а профессия учителя на глазах теряет престиж, писали неоднократно. Депутат палаты представителей и учитель с многолетним стажем Владимир Зданович сегодня озвучил пять шагов к тому, чтобы вернуть профессии учителя престиж, а самим педагогам – самоуважение, достойную зарплату и возможность нормально устроить личную жизнь.
"Место учителя может занять каждый - это видно, но стать учителем дано далеко не всем. Но большинство учителей республики с достоинством несет свой крест. Поэтому всему обществу важно взглянуть на статус учителя. Эту проблему мы до конца не решили", - признал Зданович. Речь идет о комплексе мер, только часть из которых связана с материальным стимулированием. "Депутаты на законодательном уровне эти предложения и нормы прописали, теперь надо, чтобы эти нормы заработали", - призвал он.
Деньги: кому и сколько
В первую очередь нужно материальное и моральное стимулирование труда учителя. "По крайней мере, размер ставок, должностных окладов тех молодых людей, которые приходят в школу, должен быть на уровне средней заработной платы по стране. Сейчас это 1,6-1,8 млн рублей. Сами представляете, как за эти деньги жить. Изменение зарплаты необходимо привязать к инфляционным процессам", - отметил Зданович.
Материальным стал и второй шаг: связать подходы к оплате труда с качеством образования. Причем критерии должны быть четкими и понятными. Сейчас оплата зависит от количества уроков и объема дополнительной нагрузки. Стимулирующая часть зарплаты, к большому сожалению, своих функций не выполняет, констатировал депутат.
Фото: Рэспубліка |
"Мы этой весной проезжали по Минску и всем областям, интересовались, каким образом идет распределение этой стимулирующей части. К сожалению, за победителя олимпиады учитель может получить в одной школе 30 тысяч рублей – однократно, в другой – 700 тысяч. То есть субъективный фактор очень силен при распределении стимулирующей части зарплаты, появляется коррупционная составляющая", - отметил Зданович. А в начальных классах олимпиад вообще нет – как тут оценить работу учителя? Есть предложения, что оценивать труд учителя должны также ученики и родители, но в этом случае учитель окажется в зависимом положении и с протянутой рукой – о престиже профессии тут говорить не придется.
Зданович рассказал об опыте проверки работы минских гимназий. "Я пришел в тихое недоумение. Особенно это касается тех гимназий, где уже введен механизм самостоятельного финансирования и собственная бухгалтерия", - поделился он. Речь о том, что если у учителя зарплата обыкновенная, средняя, то у бухгалтера – в 1,5 раза выше. Причем ежемесячная премия – 1,5 млн, начисляемая, как объяснили депутату, "за своевременную сдачу отчета". "Есть 100 млн премиальный фонд на школу, а распределение весьма странное: одни и те же люди в верхних строчках - завуч, директор и так далее получают приличные суммы, а внизу – старательный учитель: 30 тысяч, 60 тысяч. С барского плеча", - проиллюстрировал Зданович последствия увеличения стимулирующей части без должного контроля и четкого прописывания критериев оценки труда.
"Назревает вопрос: может, сделать основную часть зарплаты повыше, а стимулирующую чуть меньше?", - предложил депутат.
Есть попытки в рамках действующего финансирования просто перераспределить деньги, чтобы поднять зарплату педагогических работников. То есть выделяет государство 12,5 млн рублей на одного ученика (такая сумма заложена в бюджете на следующий год), и разные учителя в школе будут получать разные суммы. Но это не решает проблемы зарплаты молодых специалистов, которые уходят из школы, не успев проявить себя. Кроме того, остается поле для манипуляций – работу выполнили одинаково, но по решению директора кто-то получит больше.
|
Сейчас Министерство образования в двух областях и Минске проводит эксперимент по так называемому нормативному финансированию, которое в народе называют "подушевым". Но здесь Зданович видит немало подводных камней. В России, отметил он, такой подход привел к тому, что в Москве средняя зарплата учителя оказалась на уровне 2000 долларов (данные за 2011 год), в Брянской области – примерно 400 долларов, а в среднем по стране – всего 100 долларов. Это, пояснил Зданович, с учетом Ямало-Ненецкого округа и других регионов с малокомплектными школами. "Боюсь, как бы этого не произошло и в нашей республике. Это будет неправильно – концентрация детей только в крупных школах, исчезновение небольших школ. Этого не должно произойти. Не хотелось бы, чтобы у нас возникли территории без населения", - предупредил он.
Зданович призвал выработать четкие критерии оценки труда учителя, чтобы педагог понимал, чего он должен достигнуть и за что он получит деньги. "Очень сложно оценить труд учителя. Я бы не осмелился оценивать каждого конкретно", признал он. Действительно, у кого-то сильные ученики, олимпиадники, а к кому-то пришли дети из неблагополучных семей и стараниями учителя, положившего все свое здоровье, ребята не совершили никаких правонарушений, с четверок и пятерок подтянулись до шестерок. "Для ученика это - колоссальный успех, и для учителя успех, а по общим нашим показателям это – ничего. Труд этого учителя почему-то не оценивается", - развел руками Зданович.
Обязанности и бумаги – вездесущие и бесконечные, а личная жизнь – на обочине
Третья проблемная точка – условия работы. "Надо радикально изменить – уменьшить, буквально свести до нуля - дополнительную нагрузку на учителя, исключить из круга обязанностей не свойственные им функции и сократить излишнюю бумажную отчетность", - уверен Зданович. Сейчас перечень учительских обязанностей занимает не одну страницу – он должен и кормить, и следить за ребенком в дневное и вечернее время, и развлекать, и родителей ребенка воспитывать – перечень бесконечен. Эта неопределенность обязанностей педработника отрицательно влияет на его статус – он отвечает за все, а получает недостаточно. "Как такой труд может быть привлекательным?" - недоумевает депутат.
Четвертый пункт - жилищные условия. "Эти условия, к сожалению, оставляют желать лучшего. Особенно для молодых специалистов. Хоть и принято на высоком уровне решение о том, чтобы в деревнях домики, которые строились по президентской линии, частично выделялись и педагогическим работникам, но это только в последнюю очередь, если обеспечены труженики СПК", - посетовал Зданович. А кредиты, даже льготные, при зарплате 1,6 млн рублей становятся неподъемными. "Думаю, если молодая семья педагогов приехала в район, в село, деревню – это святая обязанность руководителя – выделить им домик. Это будет способствовать и закреплению кадров без такой текучки, которая есть среди молодых специалистов", - уверен учитель с многолетним стажем.
Пятая проблема - пенсионное обеспечение. Приходящая в школы молодежь смотрит на своих старших коллег и видит, какое к ним отношение, какая у них старость, примерно прикидывая и свое будущее положение. К сожалению, отмечает Зданович, картина выходит не совсем привлекательная. "Будущим депутатам необходимо поработать над вопросом о том, чтобы вернуть учителям с определенным педагогическим стажем право на досрочный выход на пенсию. Оно было потеряно с такой мотивировкой: условия труда в отрасли стали значительно лучше, чем в послевоенные годы, и дополнительное стимулирование труда педагогов не требуется. Это, на мой взгляд, не совсем серьезно". Он отметил, что в последние годы таким правом пользовались единицы – по 3-4 человека на область, и затраты на это небольшие. Большинство педагогов, с учетом того, что пенсия не очень большая, продолжают работать.
А пока, подчеркнул Зданович, падение интереса к профессии особенно заметно у педагогов-мужчин. Учителя в белорусских школах - в основном женщины. "И, к большому сожалению, эта перегрузка дополнительными, не имеющими отношения к учебно-воспитательной работе мероприятиями, высокие требования к учителям приводят к тому, что среди них наблюдается личная жизненная неустроенность, а это сказывается на детях. По-моему, около 30% женщин-учителей не имеют собственной семьи".
"Повысим статус учителя – будем жить", - констатировал Зданович.