Можно ли поступить в вуз без репетитора?

Источник материала:  
Новый учебный год в школах еще не начался, а многие одинадцатиклассники, планирующие поступать в вузы, уже сейчас вместе с родителями подыскивают репетиторов и специальные курсы для будущих абитуриентов. Хотя министр образования Сергей Маскевич уверяет, что необходимый багаж знаний можно получить бесплатно в обычных школах. Стоит ли тратить немалые деньги на услуги репетиторов, -- выясняет «Завтра твоей страны».

Расходы на репетитора

Рынок услуг репетиторов в последние годы весьма стабилен. Вряд ли, ситуация коренным образом изменится и в этом году. По крайней мере, предпосылок для роста или падения цен нет. Поэтому, подсчитывая расходы на репетитора можно смело ориентироваться на цены прошедшей вступительной кампании.

Итак, будущие абитуриенты сдают централизованное тестирование (ЦТ) по трем предметам. Полуторачасовое занятие у столичного репетитора по подготовке к ЦТ стоит от 10 до 20 долларов. Занятия бывают индивидуальными и групповыми. Если абитуриент занимается у трех репетиторов по два раза в неделю у каждого, то в месяц при цене одного занятия 10 долларов выходит 240 долларов. Соответственно, за 10 месяцев (занимаются, как правило, и в июне) придется заплатить минимум 2400 долларов. В регионах цены значительно ниже.

Специальные курсы для поступающих в вузы еще дешевле. Но, на курсах, как правило,  нет строгого контроля за учениками, поэтому они подходят лишь самым добросовестным абитуриентам.

Голос в защиту школы

Из года в год родители платят за подготовку своих детей в вузы и задаются вопросом: почему школа не готовит к поступлению? Правда, министр образования Сергей Маскевич считает, что в общеобразовательных учреждениях дают достаточно знаний.

-- К репетиторам у меня отношение очень прагматичное, -- сказал он во время недавней  онлайн-конференции на сайте БЕЛТА. -- Раз такая услуга востребована, она обязательно будет. Но это не говорит о том, что в школе недодают знания. Количества мест, за которые борются поступающие, меньше, чем количества желающих, и, естественно, каждому хочется подготовиться. Это как подготовка к Олимпийским играм, хочется обойти другого. Именно этим вызвано желание и стремление иметь репетиторов, -- полагает министр.

По словам чиновника, в белорусских школах дают качественное образование.

-- Но могу сказать, что на самом деле мы вправе давать объективную оценку, и это будет высокая оценка нашей системе образования. Наши ребята конкурентоспособны, и результаты на международных олимпиадах достойные. В этом году они будут выше, чем в предыдущие годы. В ближайшее время подведут итоги, закончатся олимпиады по всем предметам. У нас медали по физике, высокие показатели в информатике, математике, впервые в химии. Так что жалоб на систему - никаких, есть серьезные ресурсы для того, чтобы получить качественное образование, -- отмечает Сергей Маскевич.

Ссылаясь на исследования, которые провела одна из газет, он отмечает, что с помощью репетиторов настроиться на максимальный балл очень непросто.

-- Чтобы получить действительно максимальный балл, надо быть очень компетентным, грамотным, сосредоточенным и уверенным. Только в том случае, если есть такой запас прочности, знания и интеллект, можно рассчитывать на максимальный результат. Максимальные баллы показали ребята из гимназий и лицея БГУ, -- подчеркивает руководитель минобразования.

Возможно, министр прав, когда речь идет об одаренных детях, которые учатся в гимназиях и лицеях. Однако большинство детей с обычными возможностями также нуждаются в развитии своих способностей и индивидуальном подходе. Такой подход редко практикуется в обычных школах. И проблема не только в низком качестве педагогического состава.

В Беларуси нет профильного обучения. В 2008 году система образования должна была перейти на массовое профильное обучение по естественнонаучному, социокультурному, гуманитарному и профессионально-технологическому направлениям. Однако именно в 2008 году от него отказалась в связи с проведением реформы.

Меж тем именно профили во многом являются залогом успеха выпускников гимназий и лицеев, которые из года в год показывают самые высокие результаты на ЦТ. Для сравнения по русскому языку средний балл, который набрали абитуриенты, составлял в 2005 году — 43,07, а в 2010-м — 31,27 и в 2011-м — 30,48. По математике в 2005 году средний балл был 28,18, в 2010-м — 21,76 и в 2011-м — 21,56. Причем, тесты, как признают специалисты, раньше были гораздо сложнее.

Опрос абитуриентов

Действительно ли, в своеобразном соревновании  между репетиторами и школами, последние выходят победителями? Вот что говорят об этом сами абитуриенты, ставшие студентами в этом году.

Андрей Соболь из барановичской гимназии №4, который получил на ЦТ 100 баллов по математике и по 78 по русскому языку и физике, и стал студентом БГУИР (бюджет) отмечает:

-- Репетиторов у меня не было. Да и к ЦТ я особо не готовился, потому что у меня диплом на олимпиаде, который дает право на поступление в любой технический вуз страны. Просто любил заниматься математикой с детства, с 5-ого класса посещал факультативы, вот и все.

Христина Волынец закончила ту же гимназию, что и Андрей, и поступила на фармацевтический факультет Белорусского медицинского университета, набрав на ЦТ 85 баллов по белорусскому языку, 95 — по биологии и 100 — по химии. По ее словам, она готовилась с репетиторами по химии и биологии по одному разу в неделю. По белорусскому языку посещала школьный факультатив в течение нескольких лет. -- --  ------- Репетиторы очень помогли: дали знания, контролировали меня, давали более легкие пути к запоминанию и изучению материала, -- подчеркивает Христина.

Александра Бычковская поступила в БГУ на факультет прикладной математики и информатики. Готовилась в учебном центре «Сигма»  по физике и математике два раза в неделю по 1,5 часа. По физике на ЦТ заработала 96 баллов и 80 по физике.

-- Курсы помогли вспомнить ранее изученное, но подзабытое, систематизировать уже имеющиеся знания, узнать новые способы при решении задач, -- говорит Александра.

Она считает, что в хороший вуз без факультативов или дополнительных занятий поступить невозможно. По крайней мере, среди ее знакомых, поступивших на бюджетные отделения вузов, нет никого, кто бы не пользовался услугами репетиторов или не посещал курсы.

Юрий Геращенко сдал физику на 88 баллов, математику -- на 92. Готовился в «Сигме», ходил на курсы по физике и математике только в 11-ом классе по три часа в неделю на каждый предмет. Поступил в БГУИР. О своих одноклассниках говорит, что примерно половина занималась у репетиторов, другая половина ходила на курсы.

Секрет успеха Анастасии

В 2011 году наилучший в стране результат при поступлении в медицинский вуз показала выпускница барановичской гимназии № 2 Анастасия Козел, набравшая 388 баллов. В этом году она с отличными оценками закончила первый курс лечебного факультета  Белорусского медицинского университета. Анастасия считает, что высокие результаты не могут быть определены только работой с репетиторами.

-- Успех ученика – это его усердие и старание, определенные способности, желание идти к поставленной цели. Даже самый хороший репетитор не сможет вложить знания ленивому и нецелеустремлённому абитуриенту. С другой же стороны, репетитор очень хорошо помогает старательному ученику, стремящемуся к знаниям, -- подчеркивает студентка.

Анастасия рассказывает, что в 9-ом классе задумалась над тем, какой профиль выбрать. Вариантов было много (больше всего любила математику), но решила, что пойдет в хим/био класс, чтобы поступить в медицинский университет.

-- Учителя химии и биологии в нашей гимназии – настоящие профессионалы. Можно сказать, что мое решение частично зависело от их уроков, по-настоящему интересных. Учителя выкладывались на все 300%, после уроков конспект оказывался намного содержательнее учебников. С учителем химии мы занимались давно: после 8 и 10 класса в лагере для одаренных детей. В 9 классе – факультативы по два часа в неделю. С появлением профиля программа для хим/био класса была определена увеличением часов химии и биологии. Занятия же русским языком, можно сказать, начались для меня с 5-ого класса. Основной упор был сделан на подготовку к олимпиадам, а не к ЦТ. Это разные испытания, соответственно, подготовка к ним отличается, -- говорит Анастасия.

Темнее менее, при таком интенсивном обучении в гимназии, Анастасия еще занималась и с репетиторами. Правда, признается, что они были, скорее, для подстраховки. Девушка понимала, что может справиться самостоятельно, однако, по ее словам, «результат был бы не таким феерическим». Химией и биологией Анастасия занималась с репетиторами два года, русским языком – один год.

Секрет успеха у каждого свой, говорит Анастасия Козел. Кому-то достаточно пролистать тетрадь, а кому-то приходится учиться, не поднимая головы. Но и в том, и в другом случае результаты бывают разные.

-- Репетитор необходим, чтобы объяснить непонятное, помочь выполнить трудное задание. Он направляет ученика на получение знаний, которые пригодятся во время сдачи ЦТ. Очень часто получается, что среди огромного количества учебников теряешь голову от непонимания, что надо читать, что не надо. Вот здесь репетитор приходит на помощь, подсказывая, на что нужно обратить особое внимание, где не пропустить подвох в заданиях. Во время ЦТ 2011 многие абитуриенты с большим багажом знаний «прокалывались» именно на «заданиях-ловушках». И, говоря откровенно, репетитор просто заставляет сесть за учебники, - отмечает Анастасия.

Можно ли поступить без помощи репетиторов? Можно, конечно. Есть в нашей стране вузы, куда и на бюджет можно без конкурса попасть.

 

-- Только в Медуниверситете я не встречала людей, которые обошлись без помощи репетиторов при поступлении, -- говорит Анастасия Козел. -- Возможно, это только подстраховка, а, возможно, лишь специфика поступления в медицинский университет. Даже некоторые победители республиканских олимпиад занимались с репетиторами. Конечно, кто-то прибегал к курсам, например, в БГМУ. Однако я считаю, что индивидуальные занятия лучше стимулируют абитуриента.

Самое важно, по словам Анастасии, что подготовка к ЦТ создает хорошую базу для студента.

-- Преподаватели учат студентов учитывая, что школьную программу все усвоили. Объяснять по новой азы никто не будет. Поэтому очень важно привыкать «пахать» со школы (многим студентам тяжело принимать новую информацию, не зная азов). Обобщая все вышесказанное, хочу заметить, что успех на ЦТ – это результат упорной работы, многих часов подготовки, тренировки внимания. А занятия с репетитором для старательного ученика только положительно скажутся на результате, -- подчеркивает Анастасия Козел.

←Самыми читаемыми белорусскими авторами по версии СПБ стали Анатолий Козлов и Анатолий Крейдич

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика