Велосипедный травматизм: кто виноват и что делать?
Всплеск велосипедного травматизма отмечают сотрудники Госавтоинспекции и медики в последние годы. Очень часто люди на велосипедах получают травмы, не просто переезжая вопреки правилам дорожного движения улицу или дорогу, но и даже на оборудованных велодорожках. Не меньше проблем они доставляют и обычным пешеходам.
По данным ГАИ МВД республики, в минувшем году в Беларуси произошло 431 дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с участием велосипедистов. В них погибли 115 человек, 329 получили ранения. По вине велосипедистов было совершено 201 ДТП, в которых погибли 5 человек и 154 получили ранения. В ГАИ отмечают, что всплеск ДТП с участием велосипедистов наблюдается обычно в июле – августе, октябре – ноябре и, как правило, в светлое время суток.
Не берусь судить, как в других городах, а в столице велосипедисты – это сущее наказание. Сердце замирает, когда видишь, что прямо на тебя на огромной скорости мчится велосипед. Причем по пешеходной зоне. Порой еле успеваешь схватить ребенка и увернуться, как возле тебя со скоростью, наверное, не ниже, чем у автомобиля, пролетает велосипедист – ему просто жизненно необходимо проскочить на желтый свет между начинающими движение автомобилями. А сколько раз приходилось наблюдать, когда, пытаясь кого-то объехать, велосипедисты падают, цепляют пешеходов. Примеров можно приводить сотни. И хорошо, если все заканчивается ушибами и испугом.
– Сложно, находясь за рулем автомобиля, не сбить какого-нибудь велосипедиста даже на пешеходном переходе, – говорит кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией травматологии взрослого возраста РНПЦ травматологии и ортопедии Александр Ситник. – Ведь они не переходят пешеходный переход, держа велосипед рядом, как это положено по правилам, а на скорости перепрыгивают через него, т. е. практически сами заезжают под колеса автомобиля. Такие случаи ежедневно, наверное, каждый из нас видит в городе. К сожалению, тот, кто движется на велосипеде, не задумывается о том, что у велосипедистов травма, полученная при падении или столкновении, – это не обычный перелом.
По словам специалиста, велосипедные травмы относятся к разряду «высокоэнергетичных». Это не просто переломы, которые можно зафиксировать повязкой и быть уверенным, что все срастется и заживет. Это, как правило, раздробленные, многооскольчатые переломы, при которых хирургическое лечение не всегда дает хороший результат.
Разрисовав пешеходные зоны города непонятными знаками и пунктирными линиями (якобы там разрешено ездить велосипедистам), кто-то, наверное, подумал, что проблему с велосипедистами решили дешево и сердито. Но как бы не так. Разъезжая на скорости по тротуарам, они, во-первых, подвергают опасности не только свое собственное здоровье, но и здоровье пешеходов. Во-вторых, создают на пешеходных переходах, перекрестках и в других местах аварийные ситуации, в-третьих, на ветер выброшены немалые средства, потраченные на белую краску. Небось, все из того же городского бюджета.
В общем, сплошные убытки, а проблема не только не решена, а еще и обострилась.
Не сомневаемся, что каждый из вас, дорогие читатели, так или иначе сталкивался с этой проблемой. Приглашаем обсудить ее. Свои истории и мнения присылайте на адрес редакции или оставляйте на сайте, в комментариях.
Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН», фото БЕЛТА