Один день из жизни комбайнера
Говорят, что опытный комбайнер может за день намолотить больше 180 тонн хлеба. Правда, для этого нужно работать иногда до полуночи, а иногда и вовсе до зари. Корреспондент «НГ» побывал в хозяйстве «Пятигоры» в Дзержинском районе и выяснил, во сколько начинается рабочий день комбайнера и что у него в меню.
Крутая иномарка
Комбайнер Сергей Новик поднимается в пять утра. Он наспех готовит себе завтрак: бутерброды и чай. “Больше с утра ничего не лезет”, — говорит Сергей. А затем — “легкая прогулка”. Три километра пешком из родной деревни до мастерской. Так во время уборочной начинается практически каждый день Сергея.
Тридцатилетний комбайнер в этом году уже “перевалил” за тысячу тонн. Правда, о собственных заслугах Сергей говорит скромно и даже немного критикует самого себя:
— Мой рекорд — 1800 тонн, — говорит он, осматривая вместе с механиком комбайн в мастерской. — Вот побью его — тогда можно будет и похвалиться.
В мастерской комбайнеры примерно до восьми утра: выписывают путевки, заправляют технику. Вместе с механиками осматривают комбайны, советуются со специалистами. Только после этого можно выезжать в поле в полной уверенности, что техника не подведет.
До того, как пересесть на “американца”, Сергей работал на российском “Доне”. Говорит, что нынешний его комбайн по сравнению с российским — это крутая иномарка.
— На нем я работаю уже пятый сезон, — рассказывает Сергей, похлопывая своего “напарника” по кузову.
— Хороший комбайн. Мощность большая, маневренность хорошая. Да и удобный очень.
Добавки не надо
На поле комбайны появляются примерно в половине девятого. Сегодня работают в поле, что в 25 километрах от хозяйства, — его взяли в аренду у соседей. С утра убирают сухой хлеб.
— Мы его называем “стояк”, — объясняет Сергей. — С утра лучше убирать его, пока тот, что роса подмочила, подсохнет. Здесь и работа быстрее идет: комбайн километра три в час едет. Но не больше!
Если ехать быстрее — будут потери.
На “стояке” комбайнеры работают до полудня. Здесь же, в поле, и обедают. Сегодня в меню ароматный суп из щавеля, макароны, свиная котлета и компот.
— А за добавкой приходят? — спрашиваю.
— Здесь порции такие, что никакой добавки не захочется, — смеется повар на раздаче.
Отдых длится не долго. Спустя какие-то полчаса опять за работу. Нужно убирать “полеглицу” — хлеба, которые подмочила роса. К обеду они как раз подсыхают. Здесь — тяжелее.
— Тут комбайн идет примерно километр в час, — объясняет Сергей. — Работает стеблеподъемник, но и самому нужно знать, как подъехать. Опытный комбайнер видит, в какую сторону лежит хлеб и как должен идти комбайн.
Отдых с пользой
Сергей работает на комбайне с 1999 года. Начинал в родном Ивановском районе Брестской области помощником комбайнера. А через шесть лет сам сел за руль. Еще два года проработал на Брестчине, а затем переехал в Дзержинский район.
— У меня отец работал строителем, — рассказывает мужчина. — А я вот захотел стать комбайнером. Почему? Да ведь я родился в день начала уборки — 28 июля. Стало быть, предначертано было хлеб убирать.
В 2006 году Сергей женился, а спустя год в семье Новиковых родился сын. Пятилетний малыш вместе с мамой частенько приезжает к отцу в поле, смотрит, как работает глава семьи. Говорит, что скучает.
— Дома я, конечно, сейчас редкий гость, — смеется Сергей. — Мы можем работать и до полуночи, и до двух ночи. Все от погоды зависит. Жена уже привыкла. Только скучаем друг по другу.
— Сколько же вы спите? — удивляюсь.
— Часов пять-шесть максимум, — отвечает комбайнер. — Я уже привык. Бывает, конечно, что на жаре в сон клонит, но в машине хороший кондиционер. Он и спасает.
По словам Сергея, самое сложное время для комбайнера это вечер — устаешь сильно. А работать нужно еще долго, до самой ночи: пока сыро не станет. Но на этот случай у специалистов есть своя хитрость.
— Если устал, выхожу из комбайна, осматриваю машину, — делится секретом Сергей. — Тут и отдых, и полезное дело. С одной стороны, можно размять кости, походить минут пять, чтобы отдохнуть от водительского кресла, а с другой — за комбайном поухаживать.
— А не скучно работать? — интересуюсь. — Постоянно за рулем... Музыкой себя развлекаете?
— Музыку я никогда не включаю, — серьезно отвечает комбайнер. — Слушаю машину. По звуку мотора можно многое сказать о том, как идет работа.
Полевые соревнования
В этом году Сергей Новик уже намолотил 1200 тонн хлеба. Это очень хороший показатель, однако Сергей все же хочет побить собственный рекорд. И не только в уборке хлеба.
— Будем еще кукурузу убирать, — объясняет комбайнер. — И там у меня есть личный рекорд — 3 тысячи тонн. Надо и его побить.
Соревнуются комбайнеры и друг с другом. По словам главного агронома хозяйства “Пятигоры”, коллектив очень сплоченный, дружный, но, несмотря на это, комбайнеры и серьезные конкуренты. Итоги намолотов вывешиваются ежедневно, и комбайнеры могут увидеть, кто и сколько заработал, а потом подтянуть личные результаты. Кстати, говорят, что за день комбайнер может заработать миллион рублей.
Рабочий день Сергея Новика заканчивается за полночь. После этого он отправляется в мастерскую, сдает всю необходимую документацию и снова осматривает свою машину.
— Завтра опять в поле, — с улыбкой говорит Сергей. — В этом году погода нам очень помогла, так хорошо уборка идет. Значит, будет хлеб на столе, значит, не зря работаю...