Зачем оклеветали прапорщика Шабуневича
«Из КГБ бегут кадры!» — такую сенсацию на высокой ноте выдали на прошлой неделе несколько интернет–сайтов, называющих себя оппозиционными. Случай, конечно, из ряда вон: «сотрудник Молодечненского райотдела КГБ» Антон Шабуневич якобы во всеуслышание заявил, что покидает эту силовую структуру. Мол, возмущен низким уровнем доходов и служебными ограничениями. Поверить в такое было сложно. Служба в органах госбезопасности считается весьма престижным делом среди молодых людей. Алчных и болтливых «летунов» не берут — отбор туда тщательный. Но ведь черным по белому написано...
Чтобы разузнать подробности скандальной истории, позвонил в Молодечненский райотдел комитета. Первая нестыковка: в списках этого подразделения... вообще Антон Шабуневич не значился. Откуда же взялась дутая «сенсация»? И хоть нравы тех, кто пишет на определенные сайты, известны, все же решил довести дело до конца, выяснить, что могло произойти.
Долго мучиться догадками не пришлось. Антон сам позвонил в редакцию и попросил возможности высказаться. Молодой человек, который служил в полку связи, возмущен тем, как полощут его имя в интернете и какой ущерб это наносит репутации его части, а в целом — органам безопасности, в состав которых входит его полк. Звонок в «СБ» он объяснил мне так: «Понимаете, я с 1996 года учился в военно–патриотическом классе, мечтал о воинской службе. Четыре года отдал армии. Поэтому для меня было нелегким решением снять мундир. Однако пришлось пойти на это ради продолжения образования. И теперь мой вполне житейский поступок извращен так, что мне стыдно смотреть в глаза недавним коллегам».
Итак, на самом деле Антон Шабуневич никогда не служил в территориальных органах КГБ и уж тем более не находился на оперативной работе, как поспешили домыслить некоторые «журналисты» и комментаторы их фантазий. Он — военный связист. И до недавнего времени служил в звании прапорщика в 14–м полку правительственной связи КГБ, занимая должность начальника радиостанции. Еще раньше числился техником по ремонту охранных сигнализаций. Короче, был обыкновенным технарем в погонах.
Родители Антона — дизайнеры, поэтому немудрено, что однажды парень почувствовал тягу к творчеству. Фотографировал свадьбы друзей -фотографы на свадьбу , пытался делать репортажи с выпускных вечеров, не забывал и про родную часть — снимал торжественные события в полку. Со временем вошел во вкус и понял, что пора осваивать новую профессию — фотожурналиста. И, на свою беду, поделился личными планами с сетевыми друзьями на страничке ВКонтакте...
— Я добавлял к себе в «френды» всех подряд, — рассказывает он. — Думал, что это люди, увлеченные исключительно фотографией. Не ожидал, что среди них окажется низкий человек, который вырвет из контекста моих размышлений о жизни несколько фраз, а журналисты политических сайтов настолько извратят их.
К моменту размещения этих глубоко личных записей Шабуневич уже уволился со службы, но с армией расставаться не собирался: планировал поступать на военный факультет БГУ, специальность — «Военная журналистика». На страничке в сети делился планами, объяснял свое решение желанием продолжить образование. Говорил и о том, что его недавней зарплаты не всегда хватало. Ничего крамольного, кстати, в этом не вижу: трудно встретить человека, который был бы полностью доволен своим заработком. Все хотят большего. Это нормально.
Какой вывод можно было бы сделать из его откровений? Социально активный парень, хорошо осознающий, что начальник радиостанции — еще не потолок в возможной военной карьере. А что вылилось в интернет? Чуть ли не предатель, по неким «идейным» соображениям оставивший службу в КГБ. Этакий генерал Калугин, а не нормальный прапорщик, честолюбивый и порядочный человек.
На сайты, распространившие клеветническую и глупую информацию, Шабуневич отправил следующее обращение:
«Я, Антон Шабуневич, заявляю вам, господа журналисты, что я рад тому, что проходил службу в войсковой части КГБ Республики Беларусь. И если я уволился, то это мое решение. Вы никогда не поймете, что КГБ — это та организация, куда хотят попасть многие, но берут туда не всех. И если я туда попал и служил там, значит, я чего–то стою. Люди служат не всегда за деньги, но и за нечто большее. А вы своей статьей делаете из меня некое ничтожество, которое якобы ничего не умеет и только жалуется, что мало платят и постоянно заставляют работать. Почему вы не пишете, что одной из основных причин моего увольнения было желание поступать на военный факультет БГУ, или там много платят? Вы использовали мои записи, как это было выгодно вам, а не как писал я. Хочу вам указать, что никто у меня не спрашивал моего разрешения на использование моих личных заметок и интерпретации их в своих интересах».
Стоит ли удивляться, что не все сайты, перепечатавшие утку о Шабуневиче, разместили его обращение? Стандарты профессиональной деятельности у сетевых фантазеров давно размыты, а требования журналистской этики так и вовсе никогда не соблюдались. Достаточно вспомнить январский случай со специалистами саперно–пиротехнической группы, которые работали на месте взрыва в Минском метро. Тогда те же сайты, которые сейчас ославили Антона, обозвали террористами военных саперов, ежедневно рискующих жизнью ради безопасности людей. Офицеры с возмущением опровергли наглую дезинформацию, однако извиняться перед ними никто не поспешил. Кинуть тень — да, извиниться — на это смелости не хватает. Думаю, не дождется извинений и герой нынешней истории.
Впрочем, он и сам это сознает. Поэтому прямиком из редакции направился в Генеральную прокуратуру с заявлением о защите чести и достоинства, пострадавших от интернет–выдумщиков. Думается, на этот раз мы узнаем автора дутой «сенсации», не осмелившегося подписаться под очередным провокационным вбросом.
Напоследок спрашиваю:
— Чему вас, Антон, научила эта история?
— Тому, что не стоит откровенничать в сети. Там, оказывается, полно уродов, способных обратить любое твое слово против тебя же.
Вообще–то будущему журналисту, наверное, стоило понять это раньше.
Автор публикации: Роман РУДЬ
Фото: Александр СТАДУБ