За рабочие специальности агитировать с 7 класса?
— Вопрос о рабочих кадрах, профессионально-техническом и среднем специальном образовании заострен на высшем уровне — Президентом, Правительством. Мы считаем, что один из путей решения проблемы — совершенствование системы профориентационной работы. Намечен целый комплекс мер по ее активизации начиная уже с седьмого класса для учащихся общеобразовательных школ.
Мы считаем, что надо предоставить ребятам возможность реально познакомиться с процессом производства на промышленных предприятиях, в сельскохозяйственных организациях, социальной сфере. Не просто почитать какую-то литературу, а побывать там, посмотреть. С этим мы надеемся на более тесное взаимодействие с местными органами власти и потенциальными работодателями. Потому как прочесть о рабочей специальности в книге — это одно, а посмотреть на нее в жизни, побывать на производстве — совершенно иное. Конечно, работодателям нужно думать об условиях труда, о социальном пакете, который они могут представить своим работникам. За своего будущего абитуриента и работника нужно бороться!
За рубежом, например, в Германии, опыт которой мы изучаем в этой сфере, 40 процентов абитуриентов идут в вузы, 60 — в систему профессионально-технического образования. Но туда тоже непросто попасть. Надо найти место, заключить договор с предприятием и учебным заведением, успешно преодолеть испытательный срок, затем получить работу.
Однако сегодня в СНГ система профтехобразования, которую нам удалось сохранить с советских времен, — лучшая. Мы продолжаем совершенствовать качество подготовки специалистов. Например, в республике созданы ресурсные центры (их 10), оснащенные самым современным оборудованием. В имитационных лабораториях молодые люди могут смоделировать свою будущую профессиональную деятельность, соединяя теорию и практику. Это реализация так называемого компетентного подхода в системе профессионального образования, когда знания и умения должны соединяться с практикой.
Подготовила Татьяна УСКОВА, «БН»