Романтика больших мостов
Человек, который придумал два десятка мостов, — так можно назвать главного инженера проекта института «Гродногражданпроект» Сергея ЛУЩА (на снимке). Во многом благодаря его инженерной мысли и умению найти нестандартные решения в рекордные сроки и с большой экономией средств в Гродно осуществлены два масштабных, важных для города проекта.
Первый из них — реконструкция расположенного в центре города столетнего старого моста через Неман — завершен в рекордные сроки: за девять месяцев. При этом специалисты максимально использовали существующие металлоконструкции, изменив расчетную схему сооружения. В результате мост удалось расширить в два раза, сэкономив 1700 тонн дорогостоящей специальной стали, цена которой — 3 миллиона долларов.
Второе необычное сооружение появилось совсем недавно: 217-метровый овальный путепровод над железнодорожными путями на станции Гродно стал частью кольцевой дороги. И здесь тоже использовались особенные подходы. Для строительства моста на Фанипольском заводе мостовых железобетонных конструкций по заказу проектировщиков изготавливались индивидуальные балки, применялись нетрадиционные в современном белорусском мостостроении конструктивные схемы.
В результате на всем протяжении путепровода лишь два деформационных шва. А это не только увеличивает долговечность конструкции, но и обеспечивает комфортность движения.
Неподалеку, на том же участке, с легкой руки подразделения Сергея Луща вырос первый в городе пешеходный путепровод — между жилой застройкой и школой. Мост небольшой, но крайне необходимый: триста из пятисот учащихся СШ № 5 живут в микрорайоне через дорогу от учебного заведения.
Сейчас Сергей Лущ и его команда работают над новым проектом. И опять ищут нестандартные подходы.
— Наша задача непростая — реконструкция железнодорожного путепровода через Неман длиной 280 и шириной 4 метра в автомобильный мост, — объясняет Сергей Николаевич. — Когда-то здесь пролегала ветка, теперь ее разобрали. И нам предстоит, максимально использовав старые конструкции, спроектировать, по сути, новый мост и подъездные пути к нему. Осложняют задачу высокие берега Немана, перепады рельефа. Но тем интереснее над ней работать.
Впрочем, Сергей Лущ предпочитает именно такие, непростые, оригинальные проекты, над которыми нужно подумать, поломать голову… И за всю свою многолетнюю работу проектировщиком не возвращался больше двух раз к одному проекту.
— Повторение не так интересно, — считает он.
Интересно принимать сложные вызовы. И с ними справляться.
Фото: Михаил ИСАЧЕНКО