Сотрудничество регионов — реальный фактор интеграции
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Александр СУРИКОВ: «Сотрудничество регионов — реальный фактор интеграции и эффективный инструмент развития Единого экономического пространства»
Взаимодействие регионов Беларуси и России — один из локомотивов интеграции двух стран в рамках Союзного государства. Многочисленные факты подтверждают: межрегиональное сотрудничество стало эффективным механизмом решения широкого спектра практических задач в торгово-экономической области, образовании и культуре. Оно опирается на развитую договорно-правовую базу — более двухсот соглашений, протоколов и меморандумов, регулирующих партнерские связи регионов в различных сферах. Каким конкретным содержанием наполняются эти многочисленные документы? И какой видится перспектива укрепления процессов интеграции Беларуси и России? На эти и ряд других вопросов «Рэспублiкi» отвечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Александр Александрович СУРИКОВ.
— Начнем с конкретных фактов. В минувшем году Республику Беларусь с рабочими визитами посетили десять делегаций регионов России. В российских регионах побывали шесть белорусских делегаций. В этом году Беларусь уже посетили делегации Республики Башкортостан, Санкт-Петербурга, Новосибирской и Тульской областей. Мне особенно приятно отметить, что практически все субъекты Российской Федерации, имеющие торгово-экономические и культурные связи с Республикой Беларусь, зарекомендовали себя как надежные и востребованные деловые партнеры. Для координации совместной работы мы все чаще используем такой оправдавший себя механизм взаимодействия, как Советы делового сотрудничества, которые по наиболее значимым регионам России возглавляют с белорусской стороны вице-премьеры правительства, а с российской — первые заместители руководителей этих регионов. Деятельность таких структур нацелена на повышение эффективности торгово-экономического и культурного сотрудничества между нашими странами. В итоге это самым позитивным образом сказывается на результатах как межрегионального, так и межгосударственного взаимодействия, что делает Союзное государство самым продвинутым интеграционным объединением на постсоветском пространстве. Об этом свидетельствуют и такие цифры. В 2011 году Россия и Беларусь достигли наиболее высокого уровня взаимного товарооборота за весь период двустороннего сотрудничества — почти 39 миллиардов долларов США. В 2012 году этот показатель может превысить и 40 миллиардов долларов США.
— В совместном заявлении президентов России и Беларуси, принятом по итогам переговоров, состоявшихся в ходе визита Владимира Владимировича Путина в Минск в конце мая — начале июня 2012 года, развитие межрегионального сотрудничества названо в ряду важнейших направлений взаимодействия: наши страны в ближайшем будущем будут наращивать последовательные усилия по переводу национальных экономик на инновационный путь развития, по поощрению взаимных инвестиций, содействию созданию высокоэффективных и высокотехнологичных производств, расширению производственной кооперации. Чтобы успешно справиться с поставленной задачей, потребуется модернизировать и сами подходы к организации сотрудничества регионов, и сам процесс взаимодействия. Какие идеи из уже наработанного опыта деятельности Союзного государства имеет смысл развивать в региональном аспекте?
— Сотрудничество регионов наших стран в нынешних условиях будет успешно развиваться, если стратегическая перспектива его будет базироваться на новых знаниях, инновациях, новых технологиях, внедряемых в серийное производство. Безусловно, надо и дальше делать упор на совместном усилении наших предприятий, оснащении их новейшими достижениями технического прогресса. Только в этом случае продукция будет конкурентоспособной, и мы не затеряемся на мировом рынке. Беларуси необходимо и дальше расширять сотрудничество с российскими регионами, развивать там свои товаропроводящие сети и сервисные центры. Это важная задача для производителей, которые стремятся закрепиться на российском рынке.
Что касается регионов России, то ведущие позиции в плане сотрудничества с белорусскими партнерами уже не первый год занимают регионы Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. Серьезное развитие в последние годы получила практика создания на российской земле в дополнение к торгово-логистическим центрам и торговым домам белорусских товаропроизводителей сборочных производств белорусских машиностроительных предприятий. Так что сегодня в межрегиональном сотрудничестве следует еще более поощрять переход к более тесным формам взаимодействия, обращая при этом внимание на наукоемкие и инновационные проекты, ориентированные на перспективу. Тем более что реализация договоренностей в формате Единого экономического пространства создает для этого дополнительные стимулы. И не только в этом формате. В уже упоминавшемся выше совместном заявлении президентов наших стран идет речь о том, что формирование и проведение единой промышленной, энергетической, транспортно-логистической, торговой политики России и Беларуси станет основой для наращивания их экспортного потенциала и дальнейшего развития продуктивного сотрудничества с третьими странами, транснациональными корпорациями и другими субъектами международных экономических связей. Понятно, что центр тяжести в решении этих задач, продиктованных духом нынешнего времени, все больше и больше будет переноситься в регионы. Поэтому уже наработанный опыт российско-белорусского сотрудничества — это база, от которой мы будем отталкиваться и в Едином экономическом пространстве, и в Евразийском экономическом союзе.
— На каких направлениях развития сотрудничества регионов Беларуси и России, на ваш взгляд, сегодня целесообразно сосредоточить основное внимание сторон, учитывая возможное подключение к ним на данном этапе регионов Казахстана, а в будущем — и других стран постсоветского пространства?
— Масштабы регионального сотрудничества России и Беларуси сегодня имеют ярко выраженную тенденцию к расширению и углублению интеграционных связей. Соответственно возрастает и ответственность сторон за выполнение принимаемых обязательств. А в будущем — при многостороннем региональном сотрудничестве — этот процесс будет только усиливаться. В этой связи прежде всего надо обратить внимание на более тщательную и предметную проработку буквально каждого соглашения о сотрудничестве на уровне регионов. Для этого было бы полезно усилить практику обязательного дополнения данных соглашений протоколами об их исполнении с каждой из сторон. Второе важнейшее направление — стимулирование создания совместных производств и предприятий, региональных товаропроводящих сетей, финансовых механизмов, которые способствовали бы привлечению инвестиций, развитию кооперационных связей, прямых поставок традиционных товаров и предоставления услуг. Целесообразной представляется в этой связи активизация работы на белорусском направлении российских региональных торгово-промышленных палат, а в перспективе — и казахстанских региональных ТПП, как в России, так и в Беларуси. Сегодня, как я уже сказал, очень важно поощрять переход субъектов хозяйствования к более тесным формам регионального взаимодействия, обращая внимание прежде всего на наукоемкие и инновационные проекты, ориентированные на перспективу, а также увязывать их с поддержкой на региональном уровне реализации совместных программ в рамках Союзного государства, что только усиливало бы заинтересованность с обеих сторон в развитии двустороннего делового сотрудничества, а также создавало бы условия и предпосылки к привлечению к этим проектам других участников экономической интеграции как на евразийском, так, я уверен, и на европейском направлении.
-------------------------------------
Ответы Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Беларусь Александра Александровича Сурикова на вопросы газеты «Рэспублiка» стали своеобразным подведением итогов информационно-интеграционного проекта «Таможенный союз: взаимодействие регионов», который реализовала наша газета при поддержке Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь. В его рамках на страницах «Рэспублікі» своим видением проблем и перспектив межрегионального сотрудничества, двусторонней и многосторонней интеграции на постсоветском пространстве поделились руководители двадцати пяти российских регионов.
На днях в минском издательстве «Тесей» вышла книга «Таможенный союз: взаимодействие регионов. Взгляд из России», в которой все эти материалы собраны под одной обложкой.
Наверное, почивать на лаврах по этому поводу нет времени: динамика интеграционных процессов столь высока, что на повестку дня выходят новые проблемы, которые требуют осмысления, всестороннего обсуждения. Поэтому в планах редакции и дальше освещать те события, которые происходят в Едином экономическом пространстве, помогать решать вопросы, которые неизбежно возникают в таком масштабном деле.