БХД хочет остановить массовые убийства нерожденных детей
Уже этой осенью парламент Беларуси будет рассматривать проект дополнений и изменений в закон «О здравоохранении». Общественное обсуждение этого документа сейчас проходит на сайте Минздрава. Свои предложения подготовил и оргкомитет по созданию партии «Белорусская Христианская демократия».
БХД, как известно, последовательно выступает за ограничение в Беларуси практики абортов, поэтому интерес христианских демократов к этому документу не случаен — именно закон «О здравоохранении» регулирует вопрос прерывания беременности.
В частности, БХД предлагает законодательно:
— ввести право для врача отказаться от проведения аборта, за исключением случаев проведения аборта по медицинским показаниям, и отсутствия возможности замены врача;
— ввести обязательный пятидневный период ожидания с момента подачи заявления о намерении сделать аборт до момента его проведения;
— обязать врачей информировать женщин о религиозных и общественных организациях, занимающихся профилактикой абортов;
— сократить срок для проведения аборта до 7 недель;
— исключить социальные показания для абортов;
«Если удастся воплотить положения в жизнь — это будет первый шаг к остановке массового убийства нерожденных детей в Беларуси», — отметил в комментарии для Naviny.by сопредседатель БХД Виталий Рымашевский.
Чиновники на разных уровнях неоднократно заявляли о том, что в Беларуси не планируется запрещать аборты или ограничивать такие операции какими-либо мерами. Общественное мнение также к проблеме абортов настроено либерально. По данным социологического исследования, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), большинство белорусов считают, что женщина должна иметь право решать, делать ей аборт или рожать.
По данным Министерства здравоохранения, за последние 15 лет число абортов в Беларуси сократилось в 5 раз и снизилось с 260,8 тыс. в 1990 году до 33,3 тыс. в 2010 г. Сейчас в нашей стране на 100 родов приходится 30 абортов (в 2005 году соотношение составляло 1:0,7, а в 1993 году родов было почти в два раза меньше, чем абортов).
«На мой взгляд, бесспорной является сама идея сохранить жизнь. Я, как христианин, считаю аборт убийством. Однако мы понимаем, что насильственным запретом абортов ситуацию мы не исправим: существует опасность увеличения числа нелегальных абортов. Однако ненормально, что многие люди относятся к абортам как к обычной медицинской процедуре, как к походу к стоматологу, — отметил Виталий Рымашевский. По его мнению, «ответственность за массовые убийства нерожденных детей лежит на всех гражданах нашей страны — как женщинах, так и мужчинах».
При этом, подчеркнул сопредседатель БХД, проблемой абортов демографические вопросы, которые стоят перед Беларусью, не ограничиваются: «Это комплексная, сложная, но решаемая проблема. У БХД, в частности, есть компания «За семейные ценности».
Сегодня в Беларуси аборт по желанию женщины разрешен до 12-й недели беременности и развития плода, а по медико-социальным показаниям — до 22-й недели беременности. Однако, замечает Виталий Рымашевский, в случае прерывания беременности на сроке позже 7 недель операция часто заканчивается для женщин бесплодием и другими небезопасными последствиями для здоровья.
Отметим, что идея запретить аборты на сроке после 7 недель беременности означает запрет прерывания беременности всеми способами, кроме вакуума и медикаментозного аборта.
Что касается идеи запрета на прерывание беременности по социальным показаниям, то существует вероятность, что это приведет к увеличению числа нежеланных детей, родившихся у социально неблагополучных женщин. Однако Виталий Рымашевский придерживается другого мнения.
«Если бы вы встретили беременную женщину, у которой уже 8 детей, из них — трое глухих, двое слепых, один умственно отсталый, а сама женщина больна сифилисом — вы бы посоветовали ей сделать аборт? Если вы за аборт, в таком случае вы убиваете Бетховена. Именно такой была история рождения композитора», — привел яркий, но неоднозначный пример сопредседатель БХД.
В настоящее время, говорит он, в списке социальных показаний для аборта, например, расторжение брака во время беременности. Кроме этого — пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы, наличие инвалидности I, II группы у мужа, наличие ребенка-инвалида с детства, смерть мужа во время беременности женщины, наличие решения суда о лишении родительских прав, беременность в результате изнасилования, трое и более детей, признание женщины или ее мужа в установленном порядке безработными во время беременности женщины, наличие у женщины статуса беженца.
Как отмечает Виталий Рымашевский, сегодня общественные и религиозные организации не очень охотно допускаются для предобортного консультирования в учреждения здравоохранения. Между тем, считает политик, такое консультирование, а также «время тишины», то есть определенный срок, который дается женщине на раздумье, «применяются во всем мире, не требуют никаких государственных вложений и могут быть эффективным для спасения жизней».
Христианские демократы понимают, что невозможно полностью прекратить практику массовых абортов в Беларуси, подчеркивает Виталий Рымашевский, «однако можно сделать первый важный шаг на пути к этой цели».
«Если предлагаемые изменения примут, будут спасены тысячи детей. Прекращение убийства нерожденных детей является не менее важной проблемой, чем свободные выборы и стоит в одном ряду с отменой смертной казни. Мы не можем относиться к другому человеку, в том числе к нерожденному ребенку, как к чьей-то собственности, в том числе женщины, которая его носит», — убежден Виталий Рымашевский.
Координатор проекта «Гендерный маршрут» Ирина Соломатина считает необходимым поднимать в обществе не только проблему абортов, но и вопросы полового воспитания.
Согласно данным ЮНФПА, каждый седьмой аборт в Беларуси проводится у женщин с первой беременностью, у подростков и молодежи в возрасте до 20 лет. Это показывает, что в Беларуси плохо ведется систематическое сексуальное просвещение, и молодые люди элементарно не умеют пользоваться противозачаточными средствами, считает Ирина Соломатина: «Именно в этом направлении и стоит работать для предотвращения нежелательной беременности и популяризации вопросов репродуктивного здоровья молодежи».
Эксперт настаивает, что право на доступность контрацепции и искусственное прерывание нежелательной беременности является составляющей репродуктивных прав: «Право женщин на предотвращение нежелательной беременности не отвергается ни одним светским государством, но, нужно заметить, осуждается большинством религий».
Как только демографические цели выдвигаются в семейной политике на первый план, проявляется тенденция считать проблему юридического и фактического равенства женщины либо уже решенной, либо подлежащей решению с помощью других средств, например, тех, которые предлагает БХД, отмечает Ирина Соломатина: «Так было в 1936 году, когда аборты были запрещены, кроме случаев вынужденной необходимости, а выполнение женщиной функции деторождения стало фактически рассматриваться как социальная обязанность, вплоть до 1955 года, когда снова разрешили аборты».
История показывает, что ограничение права на аборт или запрет прерывания беременности только загоняет аборты в подполье и делает их еще более опасными.
«В Румынии во времена жестких ограничений возможности прибегнуть к аборту женская смертность превысила в 10 раз показатели других европейских стран, причем смертность была вызвана в первую очередь нелегальными абортами. Так что не будем забывать о печальных исторических опытах решения за счет свободы женщины (самой планировать деторождение) проблем демографического порядка», — подчеркнула Ирина Соломатина.
Елена СПАСЮК