Кто расскажет подростку о сексе?
Здоровье подростков и их репродуктивные установки во многом определяют здоровье нации в будущем. Но в Беларуси с оказанием квалифицированной консультативной помощи подросткам по вопросам секса и репродуктивного здоровья есть определенные проблемы. Специализированных центров немного, а детским поликлиникам не до этого.
Подростки до 18 лет в Беларуси обслуживаются в детских поликлиниках. Однако не всегда дети готовы идти в поликлинику со столь щекотливыми в их возрасте вопросами, как секс.
По информации главного акушера-гинеколога Минздрава Александра Барсукова, средний возраст сексуального дебюта в Беларуси, как и в России — 14 лет у девочек и 16 лет у мальчиков. В Беларуси каждая 13-я девушка начинает сексуальную жизнь до 14 лет, каждая пятая — к 16 годам. Большинство белорусок в возрасте 18-21 года имеют опыт сексуальных отношений.
По данным электронного еженедельника «Демоскоп», в мире средний возраст начала половой жизни составляет 15-16 лет. Например, в Германии — 15,9, Швеции — 16,1, США — 16,9, Швейцарии — 17,3.
Раньше сексом начинают заниматься девочки, которые живут в неполных семьях или семьях, где отец не уделяет дочери должного внимания, отметил Александр Барсуков. В таком возрасте девочка ищет любви и одобрения у представителей противоположного пола. Лучше всего, если она получит это от отца. Если нет, найдет у мальчиков, по инициативе которых чаще всего и происходит секс в подростковом возрасте.
И девочки, и мальчики сталкиваются с рядом проблем, связанных с пробуждением ранней сексуальности. Куда с ними идти, многие не знают. В результате — беспечное сексуальное поведение, ИППП, подростковая беременность и аборты - подробнее про календарь беременности можно узнать здесь http://kalendar-beremennosti.ru/.
Между тем в Беларуси с 2003 года при поддержке ЮНИСЕФ работает служба, дружественная к подросткам, включающая в себя 47 центров по всей Беларуси (в том числе 8 в Минске).
По словам главного врача 17-й городской детской поликлиники, руководителя центра «Ювентус» Светланы Ефименко, цель таких центров — повысить для молодежи доступность медицинской помощи, улучшить информированность подростков и усилить у них мотивацию к здоровому образу жизни.
Подросток может прийти в такой центр поговорить на любую волнующую его тему, говорит Светлана Ефименко: «Мы не отказываем никому. К нам приходят и молодые люди в возрасте 20 лет, и старше: родители, педагоги. Проводим индивидуальные, групповые, а также консультации по телефону. На все вопросы обратившиеся получат исчерпывающую информацию по основам здорового образа жизни. Есть у нас и консультирование по интернету, правда, не в режиме онлайн».
В каждом центре свой набор специалистов. Практически везде есть акушер-гинеколог и психолог, проводятся консультации педиатра, валеолога, уролога (андролога), дерматолога, нарколога, эндокринолога. Большинство проведенных консультаций в прошлом году — 15 566 — были у гинеколога. К педиатру обратилось 8475 человек, чуть меньше к психологу — 8970. Абсолютное большинство обратившихся — девушки, а юноши составляют всего менее 10%.
По информации Светланы Ефименко, значительная часть обращений связана с вопросами репродуктивного здоровья. Также молодых людей волнуют такие вопросы, как физиология юноши и девушки, сексуальные отношения и предохранение от беременности.
Как отметила Светлана Барсукова, Беларусь находится лишь в начале пути по развитию центров, дружественных к подросткам.
Например, в Швеции первая молодежная консультация была открыта в 1970 году, а в 1988 заработала ассоциация молодежных консультаций. В этой стране ставка делается на половое просвещение. Детей, начиная со старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, знакомят с анатомо-физиологическими, сексологическими, гигиеническими и другими сведениями, касающимися вопросов пола и половой жизни. Характерно, что это не провоцирует какую-то распущенность. Наоборот, в странах, где широко ведется половое воспитание, подростки не начинают половую жизнь раньше, а показатель беременностей среди этой части населения меньше.
Медики и педагоги обращают внимание на то, что целенаправленно и систематически просвещением подростков по вопросам отношения полов и репродуктивного здоровья должна заниматься, в первую очередь, семья. Однако в семьях часто не хватает знаний, навыков, а порой и смелости говорить о физиологии, а тем более о сексе. Нельзя сбрасывать со счетов огромное количество детей, которые растут в социально неблагополучных семьях, а также в таких, где одна мать растит нескольких детей, и ей бы заработать на хлеб насущный, а не заниматься половым просвещением. В детских же поликлиниках врачи слишком загружены текучкой, чтобы уделять время еще и сексуальному образованию ребенка.
Кроме того, в Беларуси не хватает детских гинекологов (на данный момент вакантно 56 ставок), а из работающих — 32% пенсионного возраста. В Витебской, Брестской, Гродненской и Могилевской областях всего по четыре детских гинеколога. При этом девочек-подростков, которые должны показываться с 14 лет детскому гинекологу, в Беларуси — более 900 тысяч.
Мальчикам-подросткам вообще никто не предлагает никакого обследования, касающегося репродуктивной функции. «Мальчик вряд ли пойдет к женщине-врачу, чтобы рассказать о своих проблемах в репродуктивном и сексуальном здоровье», — отмечает сотрудник ЮНФПА по программной деятельности Татьяна Пронько, говоря о проблеме неукомплектованности консультативных центров специалистами. В том же «Ювентусе» есть полставки уролога, но специалиста, готового за совсем небольшие деньги тратить много времени, найти не удается. Нет штатных урологов и во многих других центрах
В результате советчиком подростка нередко оказывается интернет. Однако в силу особенностей возраста молодые люди не всегда в состоянии отделить зерна от плевел и найти качественную информацию.
В каждой стране свои подходы к сохранению здоровья подростков, но принципы работы центров, дружественных к подросткам, одинаковы, подчеркивает Татьяна Пронько: конфиденциальность, доброжелательность, доверительность, добровольность. Кроме того, к работе в ЦДП привлекаются сами подростки, которые занимаются обучением сверстников по принципу «равный равному».
Обращаясь к опыту той же Швеции, Татьяна Пронько отметила, что там в центрах дружественного отношения к подросткам есть возможность получить рецепт на контрацептивы со скидкой или бесплатные презервативы. Проблему дефицита врачей там решили так: в центрах работает акушерка, психолог и социальный работник. Если нужна консультация еще какого-то специалиста, ребенка отправляют к тому врачу, с которым у центра есть договор.
В Беларуси в центрах дружественного отношения к подросткам нет возможности ни получить презерватив, ни скидку на противозачаточные средства. Как отметила руководитель центра «Ювентус», презервативы бывают, благодаря спонсорам, «но улетучиваются очень быстро».
Согласно анализу ЮНФПА, подростки не ходят к врачам за консультацией о здоровом образе жизни. У нас не настолько развита профилактическая медицина, чтобы надеяться на приверженность к этому подростков, отметила Татьяна Пронько. А чтобы такая тенденция проявилась, необходимо, чтобы доброжелательное отношение к подросткам практиковалось не только в центрах, но и во всех учреждениях здравоохранения.
Елена СПАСЮК