Тяжелая физика испортила идеальную картину тестирования
06.07.2012 13:26
—
Новости Общества
Тяжелая физика испортила идеальную картину тестирования

Стобалльников стало больше
ЦТ по русскому языку сдавали 90 587 человек, по белорусскому - 43 953 человека. Это заметно меньше, чем в прошлом году, когда для тестирования по белорусскому языку записалось 53 168, по русскому - 96 589 абитуриентов. Поскольку один из государственных языков сдают все абитуриенты, можно сказать, что в централизованном тестировании 2012 года приняли участие около 135,5 тысячи человек против почти 150 тысяч в прошлом году.
По данным РИКЗ, результаты выполнения тестов по русскому и белорусскому языку незначительно отличаются от прошлогодних. 100 баллов получили по русскому языку 19 абитуриентов, по белорусскому - 7 абитуриентов (в 2011 году, соответственно, 7 и 5). Ноль баллов у трех участников ЦТ по русскому языку и у одного - по белорусскому. В прошлом году не набрали баллов по белорусскому языку 3 испытуемых, а по русскому - 9 абитуриентов.
Не преодолели порог в 7 баллов (столько нужно набрать, чтобы иметь право подавать документы для поступления в вуз) около 3% от общего числа участников тестирования.
На централизованном тестировании по математике 46 абитуриентов получили 100 баллов (в минувшем году - 33). Вместе с тем не преодолели порог в 7 баллов 11,27% от общего числа абитуриентов. 796 участников ЦТ по математике прошли испытание на 0 баллов.
Традиционно сложным оказалось испытание по физике. Не набрали 7 баллов более 9% - 3915 абитуриентов. На 100 баллов написали ЦТ по физике два человека.
100 баллов получили 17 участников централизованного тестирования по химии. Ноль получили три абитуриента, а 30 человек (0,2%) не преодолели порог в 7 баллов. В целом же результаты выполнения теста оказались выше прошлогодних, отметил директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Николай Феськов.
То же можно сказать и о ЦТ по биологии. 7 абитуриентов получили 100 баллов, в то время как в прошлом году высший балл набрал только один абитуриент. Уменьшилось число абитуриентов, получивших ноль баллов - 3 против 11. Порог в 7 баллов не преодолели 0,15% участников тестирования.
Результаты по истории Беларуси оказались выше прошлогодних. Максимальный 100-балльный результат получили 16 абитуриентов, а нулевой - один абитуриент. Порог в 7 баллов не смогли преодолеть 0,05% участников тестирования.
Только три человека не набрали минимальные для поступления в вуз 7 баллов на ЦТ по всемирной истории новейшего времени. "В целом результаты выполнения теста выше прошлогодних. Высший балл на ЦТ по всемирной истории новейшего времени был 99, а минимальный - 2 балла. Абитуриентов, которые бы не справились ни с одним из предложенных вопросов, нет", - цитирует Николая Феськова БЕЛТА.
Результаты ЦТ по иностранным языкам сопоставимы с результатами прошлых лет. В текущем году 100 баллов получили два участника тестирования по английскому языку и два - по немецкому. Максимальный балл по французскому и испанскому языкам составил 98, его получили по одному участнику тестирования. Не смогли правильно выполнить ни одного задания по английскому языку четыре, по немецкому - два человека. Не набрали 7 баллов 0,1% абитуриентов по английскому языку, 0,04% - по немецкому и 0,08% - по французскому.
Последним предметом, который сдавали абитуриенты, была география. Абсолютных результатов не было. Максимальный балл (98) получили три абитуриента, минимальный балл (3) - два. При этом восемь участников тестирования по географии не набрали 7 баллов.
Если судить по числу абсолютных результатов, в этом году абитуриенты сдали ЦТ чуть ли не лучше, чем в прошлом году. Однако есть мнение, что, во-первых, тесты по большинству предметов стали максимально соответствовать школьной программе, во-вторых, за очень хорошую подготовку благодарить большинству абитуриентов надо не школу.
Сенсацией вступительной кампании - 2012 стала выпускница из Новолукомля >>>
Тесты по математике и русскому - идеальны
Репетитор по русскому языку с 15-летним педагогическим стажем (восемь лет готовит абитуриентов к ЦТ) Анжелика Салонович сама в этом году сдавала ЦТ, чтобы увидеть, как все проходит, и оценить содержание теста до его опубликования в сборнике. Получила 100 баллов и претензий к качеству тестовых заданий не имеет. "Мне попался пятый вариант, который был идеален. В нем не было ничего, выходящего за рамки школьной программы. Кроме того, как и было обещано, темы, затронутые на третьем этапе репетиционного тестирования, были представлены на ЦТ", - рассказала Анжелика Салонович Naviny.by.
Сдать ЦТ по русскому языку на хороший балл вполне реально, считает Салонович, ссылаясь не только на свой опыт, но и на успех своей ученицы, которая сделала лишь одну ошибку и заработала 98 баллов.
По мнению репетитора, "тесты становятся проще год от года. Когда сегодняшние ученики видят задания к ЦТ 2005-2006 годов, хватаются за голову". А это может свидетельствовать и о том, что качество подготовки к ЦТ в школе не улучшается.
Репетитор отметила, что подготовка к изложению (такой экзамен сдают по окончании средней школы) и ЦТ для поступления в вуз требуют разной методики и подхода.
"Получается, лебедь, рак и щука: подготовка к изложению тянет в свою сторону, а к ЦТ - в свою. Школа не готовит к ЦТ, для этого есть подготовительные отделения вузов, частные репетиторы и школьные факультативы. Результаты тестирования мало интересуют школьного учителя. На мой взгляд, за редким исключением, в случаях успешной сдачи ЦТ речь идет не о заслуге школы. Как правило, хорошие результаты формируются работой у репетитора", - отметила Анжелика Салонович.
Репетитор по математике и физике Евгений Ливянт опросил своих учеников (их было около 80 человек) и составил впечатление об уровне сложности тестов по математике и физике в этом году. Ливянт считает достоинством тестов то, что невозможно было угадать ответ: "Нельзя было, прочитав варианты ответов, сразу выбрать правильный. В любом случае нужно было решить задачу".
Таким образом, методом тыка тест по математике и физике в этом году сдать было невозможно, уверен Евгений Ливянт.
Тесты по математике, говорит Ливянт, были качественные, возможно, лучшие за все последние годы: "Задания соответствовали школьной программе. Под этим я подразумеваю соответствие знаниям, умениям, навыкам, которые должны были быть приобретены в школе. Самые сложные задачи, которые были в ЦТ по математике, есть либо в учебниках, либо в популярных сборниках для подготовки к ЦТ. При этом несколько заданий были такими, что на их решение нельзя натаскать: вроде как они и стандартные, но чуть не так сформулировано, и нужно приложить больше усилий для решения. Мне как преподавателю нравится такой подход".
Евгений Ливянт отметил, что считает результаты ЦТ по математике адекватными. С одной стороны, есть много людей, которые не справились с заданиями и не прошли барьер в семь баллов, с другой, для тех, кто готовился, тест был посильный.
Физика - ЦТ или олимпиада?
Если по математике ученик мог теоретически готовиться и без репетитора, то по физике нет. "При двух уроках физики в неделю это нереально", - считает Евгений Ливянт.
Кроме того, Ливянт настаивает, что тест по физике был очень сложный, а задача В-10 вообще не соответствует программе для поступающих в вузы. Аналогов ей нет ни в учебниках, ни в общеизвестных сборниках: "Это же не олимпиада! Есть программа для поступающих, это официальный документ. Мы читаем ее так: все что не разрешено, то запрещено. Иначе в ней нет смысла".
На ЦТ по физике, считает Ливянт, "произошел массовый отказ абитуриентов от сдачи ЦТ". По данным РИКЗ, значительное количество абитуриентов покинули аудитории в первые полчаса испытания. Абитуриентка Александра, которая сдавала ЦТ по физике в одном из корпусов БНТУ, рассказала, что через 30 минут после начала теста (продолжительность три часа) аудиторию покинули 70 из 93 человек.
Чтобы получить 7 баллов, участникам тестирования по физике необходимо было выполнить всего лишь 3-4 задания из 30. "Многие не смогли правильно выполнить задания, которые не должны были вызвать каких-либо вопросов у тех, кто нормально изучал физику в школе", — цитирует БЕЛТА директора РИКЗ Николая Феськова. Он подчеркнул, что все задания централизованного тестирования по физике были разработаны в строгом соответствии с требованиями программы вступительных испытаний.
В таком случае очевидно, что школьная подготовка не соответствует требованиям РИКЗ. Ливянт отмечает, что если абитуриенты массово покидают аудиторию, значит, тест им непосилен: "Мне кажется, что составители теста по физике забыли, что школьная программа - это не только знания, но и умения и навыки. У школьников, которые не учились в физических классах, нет ни умения, ни навыков решения многих из предложенных на ЦТ по физике задач".
Евгений Ливянт также отметил неопределенность ситуации с использованием на ЦТ по физике калькуляторов. По мнению репетитора, РИКЗ снял бы вопросы на эту тему, если бы опубликовал для примера фотографии тех из них, которые можно использовать, и тех, которые использовать нельзя.
На сайте РИКЗ сообщается, что "под калькулятором понимается электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами, которое не является средством хранения, приема и передачи информации, имеет исключительно цифровой дисплей (не допускающий отображения графической информации) и способно осуществлять основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, вычисление корня любой степени)".
Евгений Ливянт утверждает, что если дать прочитать этот текст старшеклассникам, а затем предложить им разложить стопку калькуляторов на "правильные" и "неправильные", абсолютное большинство из них ошибется.
Плотный график
Еще одной проблемой для абитуриентов стало расписание тестов. Между тестом по русскому языку (14 июня) и по математике (17 июня) было всего два дня, а между историей Беларуси (24 июня) и иностранными языками (26 июня) и вовсе один.
Ливянт рассказал о своей ученице, которой вырезали аппендицит сразу после теста по русскому языку. Математику она перенесла на резервный день, а к физике уже восстановилась: "Получается, что случись приступ раньше, год был бы для девочки потерян, так как она пропустила бы два теста, а в резервный день можно написать только один. Значит, надо составить расписание так, чтобы между тестами у абитуриента была неделя".
Если бы абитуриенты получили право сдавать в случае ЧП или болезни два экзамена в резервные дни, навряд ли для РИКЗа это стало бы непосильным испытанием. А вот у многих абитуриентов, которые по тем или иным причинам не смогли сдать больше одного экзамена, остался бы шанс получить студенческий билет.