«В университете есть все, кроме доильных роботов»

Источник материала:  
В ЮНОСТИ деревенский паренек Юра МОРОЗ, выросший в семье простых сельских тружеников, мечтал стать учителем. В дипломе об окончании средней школы троек не было. И, казалось бы, ничто не могло помешать осуществлению его мечты. Но, приехав в Минск и увидев в пединституте большой конкурс, рисковать не стал. В раздумье прошел Ленинский проспект от площади имени Ленина до парка имени Челюскинцев и переступил порог БИМСХ (сегодня БГАТУ). В школе имел склонность к физике и математике. Поэтому, решил Юра, сможет стать неплохим инженером. В БИМСХ конкурс был поменьше, «всего где-то 4,17 человека на место». И его удалось выдержать!.. Мы сидим в его уютном директорском кабинете в офисе ОАО «Беловежский», знаменитого на всю страну своими успехами в развитии сельскохозяйственного производства, ежегодного победителя или призера республиканских «Дажынак» и соревнований животноводов. День у Юрия Дмитриевича расписан по часам. Надо иметь в виду, что хозяйство имеет 18000 гектаров сельхозугодий, десятки животноводческих помещений, свиноводческий комплекс, комбикормовой завод, мясокомбинат, торговую сеть, обширную инфраструктуру. В Брестской области оно такое одно. И везде надо побывать, оценить обстановку.

— Юрий Дмитриевич, учеба для вас всегда была на первом месте. Но ведь находилось время и для увлечений, на то и дана молодость...

— На первом курсе, который прошел, как в тумане, ни о чем, кроме учебы, не думал. Маршрут выработался четкий: аудитория — столовая — читальный зал — общежитие.

После первого курса, поскольку имел права, уехал в составе стройотряда на целину убирать хлеб. По приезде нас подвели к 100 ломаным «Нивам»:

— Выбирайте любую, собирайте одну из трех...

Урожайность 6—7 центнеров с гектара. День ездишь на третьей повышенной, чтоб намолотить бункер за 10 рублей.

С третьего курса работал на кафедре эксплуатации машинно-тракторного парка на 0,5 ставки лаборанта за 45 рублей. Поскольку учился хорошо, получал повышенную стипендию. Так что необходимости дальше разгружать по ночам вагоны с сахаром уже не было.

2,5 года являлся членом сборной команды вуза по лыжным гонкам. Тренировки, сборы, соревнования, я так думаю, помогали воспитывать характер лидера, победителя.

— Как сложилась судьба выпускника Мороза после окончания вуза?

— Распределен был в трест «Заготскототкорм». А там отправили на строящийся Борисовский свинокомплекс-тысячник инженером по комплектации оборудования. Приехал на место: болото, барак, столовая и административное здание. Пришлось стать строителем и пройти школу монтажа и пуска. Затем работал здесь же заведующим мастерскими, главным инженером.

Потом была стройка Заднепровского комплекса в Оршанском районе: главный инженер — начальник отдела комплектации. Уже не было ничего такого, чего бы не знал о подобного рода предприятиях. А на горизонте появился «Беловежский». Решением партии и правительства был назначен директором строительства. Было мне 32 года. Руководители Брестской области удивлялись:

— Куда ж ты, мальчик, идешь?!

А ничего, как видите, живем не хуже других...

— Этим комплексам, построенным в 70—80-е годы по итальянскому проекту, уже 30—40 лет. Сроки амортизации давно прошли, а они еще живы, курилки... Насколько себя оправдали в наших условиях?

— На проектную мощность не вышел ни один в Советском Союзе. А она составляла 12600 тонн свинины в год. В 1989 году мы сделали 12400. Сейчас вышли на 20000. От того, что было построено в «Беловежском», остались только одни стены. Все оборудование заменено. Раньше содержали на откорме 108 тысяч голов свиней, сейчас — 160 тысяч. Среднесуточные привесы составляют 700 граммов при расходе 3,7 килограмма кормовых единиц на килограмм привеса. В прошлом году в республиканском соревновании животноводов заняли третье место. Так что стремиться есть к чему.

— Что представляет из себя машинно-тракторный парк вашего хозяйства?

— У нас 35 импортных и гомсельмашевских комбайнов, 130 тракторов различных модификаций, 100 автомобилей грузовых и специализированных. Все находятся в рабочем состоянии.

— Сельхозпредприятия, в которых трактора и автомобили ездят, пока ездят, не редкость. Между тем при их эксплуатации обязательны и ТО-1, и ТО-2. Слишком дорог сегодня ремонт в специализированных предприятиях. Каким образом налажено у вас обслуживание техники?

— Мы имеем станцию техобслуживания, оснащенную самыми современными оборудованием и инструментом. Техника сюда поступает чистенькой и в течение пяти часов проходит полный курс «оздоровления», включая замену масла и фильтров. Если на каком-то тракторе зафиксирован факт перерасхода топлива, он без осмотра заправлен не будет.

Обслуживанием машинно-тракторного парка занимается коллектив инженерно-технических работников под началом моего заместителя по механизации Олега Сухорукова, который окончил факультет ремонта БГАТУ. 80 процентов инженеров имеют высшее образование, включая инженеров-электриков, инженеров-механиков, инженеров по охране труда. 30 из них — выходцы из того же вуза. Сильнейшие специалисты. Я им доверяю. Кому не доверяю, те у нас не работают. Обеспечил правильную эксплуатацию техники — получил премию. Ежемесячно она может быть чуть меньше основного заработка, что и бывает.

Средний возраст инженерного состава 32 года, так что будущее машинно-тракторного парка в надежных руках.

— Совхоз-комбинат «Беловежский» имеет не только большой машинно-тракторный парк, но и массу технологического оборудования на 18 молочно-товарных фермах, свинокомплексе. Каким образом и кто поддерживает его в рабочем состоянии?

— Во всех животноводческих помещениях устаревшее оборудование заменено. Обслуживанием существующего занимаются четыре инженера по трудоемким процессам с высшим образованием, в подчинении у которых находятся звенья из сварщиком и слесарей. В их распоряжении необходимые техника и инструмент.

— Кадровая политика хозяйства и его руководителя. Как, какими методами она осуществляется?

— Сразу скажу, что проблемы кадров специалистов у нас, как таковой, не существует. Во-первых, готовим их за счет хозяйства. Сегодня, например, в БГАТУ учатся четыре человека, в Витебской академии ветеринарной медицины — шесть, в Гродненском аграрном университете — четыре. Они получают стипендию в размере миллиона рублей ежемесячно и по договору с хозяйством должны после окончания вуза отработать у нас пять лет. За это время обзаведутся семьями, а мы им построим дом. Вот недавно справил новоселье в четырехкомнатном коттедже главный инженер отделения Виктор Пилипчук.

В разного рода резервных списках на замещение вакантных должностей руководителей числится с десяток наших специалистов. Но уезжать из «Беловежского» они не хотят. Их устраивает все: уровень зарплаты, жилищные условия, организация труда, социальный пакет. Как говорится в народе, от добра добра не ищут.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает в учебном процессе БГАТУ? Нужно ли сокращать сроки обучения?

— Все, чему я учился в вузе в свое время, мне пригодилось в жизни. И все равно ощущал недостаток знаний. Поэтому доучивался в течение последующих лет на других факультетах, курсах повышения квалификации, в аспирантуре. Отсюда вывод: срок обучения сокращать нельзя. Что касается слабого места обучения, то им, на мой взгляд, является животноводство. В каждом хозяйстве сейчас есть доильные залы, у многих коров доят роботы. Но у выпускников БГАТУ о них смутное представление, потому что в вузе их нет.

— Опыт таких предприятий, как совхоз-комбинат «Беловежский», бесценен. Насколько он востребован в Брестской области, в республике в целом?

— Свои «секреты» мы за тремя замками не держим. Поэтому на базе нашего хозяйства время от времени проходят разного рода семинары для специалистов.

Хозяйство наше специфическое, что касается его размеров и объемов производства. Оно вызывает интерес, прежде всего, со стороны «братьев по крови». Приезжали ознакомиться с методами ведения производства и развития социальной сферы руководители несвижского «Снова», минских «Ждановичей», гродненского «Прогресса». Найдем время и для других.

— Несколько слов об объемах помощи другим хозяйствам района в проведении сельхозработ, членам вашего коллектива — в обработке личных приусадебных участков...

— Ни одно обращение сельхозорганизаций за помощью не остается неудовлетворенным по мере наших возможностей. Если таковые есть, то почему же не помочь? Только чтоб себе не в убыток, хотя бы так на так. В основном к нам обращаются во время посевной и уборочной кампаний.

Кроме того, мы обеспечиваем комбикормами шесть предприятий. Они рассчитываются с нами по закупочным ценам зерном либо телятами.

В поселке Беловежский проживают около трех тысяч человек. На них приходится всего 12 гектаров огородов, на которых в основном грядки и цветники. Мы обеспечиваем людей картошкой, овощами, мясом. Ежедневно работающие у нас получают по литру молока каждый. Если в семье работают двое, естественно, два литра. Им этого хватает.

Всем жителям деревень, расположенных на территории хозяйства, не отказываем в сене, соломе, семенах, молодняке скота, замене коров, обработке участков...

Благодаря заботе предприятия люди имеют возможность высокопроизводительно трудиться, получать высокую зарплату, не думая при этом о личном подсобном хозяйстве. А свободное время посвящают активному содержательному отдыху. У нас есть кому позаботиться и об этом.

— К вашему комбинату присоединен небезызвестный в советское время колхоз «Советская Белоруссия». Что там изменилось к лучшему?

— В его развитие мы инвестировали более 30 миллиардов рублей. По уровню производства сравняли с нашим, проведя реконструкцию и строительство новых животноводческих помещений. Сегодня все молоко реализуем сортом «экстра», его рентабельность составляет 70 процентов. Зарплата у людей выросла в разы. Не забываем о благоустройстве населенных пунктов. Ну а колдоговор у нас один на всех. И будущее тоже.

— Юрий Дмитриевич, жизнь уже сложилась. Прочная, богатая на события и достижения. А как с юношеской мечтой стать учителем, хотя любой руководитель является им в той или иной степени?... Вам, имеющему такой богатый производственный и жизненный опыт, сам Бог велел учить молодежь жизни...

— В свое время защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Писал их сам. Сегодня нахожу возможность и время преподавать в родном БГАТУ на кафедре управления на 0,25 ставки профессора...

Петр Кавунов, «БН»

←«Оксфордская награда ко многому обязывает»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика