Сельские жители могут остаться без бытовых услуг

Источник материала:  
05.06.2012 09:13 — Новости Общества

Сельские жители могут остаться без бытовых услуг

           


Сельские жители могут остаться без бытовых услуг
Фото с сайта gctrb.ru
Государственные парикмахерские и ремонтные мастерские, признанные "монополистами", не выдерживают конкуренции с частником
 
Давно ли вы стриглись за 11 тыс. рублей или делали маникюр за 10 тысяч? А может, хотите поставить пару набоек за те же деньги? Это не фантастика и не воспоминание о докризисных временах – такие цены по-прежнему можно найти в Беларуси, а точнее, в белорусской провинции. Вот только одна проблема: эти сказочные цены могут привести к тому, что сельские жители останутся вовсе без бытовых услуг.
 
Не так давно предприятия по бытовому обслуживанию населения, признанные с января 2011 года монополистами, попали под крыло местных исполкомов или преобразовались в открытые акционерные общества.
 
Вне зависимости от формы собственности районные "бытовки" вошли в "список субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках области", цены на услуги которых с особым пристрастием контролируются антимонопольными органами. Например, в парикмахерской Чаусского предприятия-монополиста женская стрижка стоит от 11 до 25 тыс. рублей, укладка – 12 тыс., маникюр – 10–11 тыс. рублей. В Могилеве же, где государственные бытовые услуги приказали долго жить, удовольствие привести себя в порядок в частных салонах обходится в разы дороже. К примеру, стрижка и укладка на короткие волосы – от 60 до 70 тыс. рублей, а маникюр – не менее 25 тысяч.
 
Так же обстоят дела и с ремонтом обуви. "Бытуслуги" г. Чаусы замену пары полиуритановых набоек предлагают примерно за 10 тыс. рублей, а в Могилеве на ваши изношенные набойки меньше чем за 20 тысяч никто и не глянет.
 
Проблема в том, что дешевизна услуг населению очень дорого обходится самим предприятиям, которые давно балансируют на грани выживания.
 
"Низы" больше не могут

"Наиболее значимый удельный вес среди услуг, которые оказывают населению ОАО "Быховские бытуслуги", занимает швейное производство, – говорит руководитель предприятия Татьяна Шпакова. – Шьем все: от заказов населения до спецодежды, но оборотных средств при существующих ценах для нормального функционирования производства не хватает. Зарегистрировать же новую цену на услуги мы можем только с разрешения управления антимонопольной и ценовой политики. Попробовали – и получили от ворот поворот. Мол, есть социальные стандарты и будьте любезны их обеспечить".
 
Социальные стандарты – это 11 видов социально значимых услуг, которые районные бытовки обязаны оказывать населению. В недавнем прошлом они дотировались из районного бюджета. В настоящее время бытуслуги могут рассчитывать лишь на субсидии, что выдаются из расчета не менее 1 тыс. рублей на одного жителя села и только при условии выполнения заданных показателей.
 
В нынешнем году, к примеру, быховское предприятие "Бытуслуги" должно обслужить одного жителя сельской местности не менее чем на 55 тыс. рублей. Пока с поставленными задачами кое-как справлялись, что позволяло сводить концы с концами. "Заработная плата – это результат труда, – говорит руководитель. – Работаем мы неплохо, но, учитывая, что расценки на услуги минимальные, зарплату получаем такую же. В среднем за два последних месяца она составила 1 млн 100 тыс. рублей, а к концу года заработок должен быть не менее 2 миллионов".
 
Основные потребители услуг – пенсионеры, которые к моде и качеству не притязательны. Главное требование – комфорт, удобство и, конечно, низкая цена.
 
Другое дело райцентр, здесь и требования у клиентов другие, и материальное благосостояние повыше. Казалось бы, можно развернуться, тем более что конкуренция в сфере индивидуального пошива одежды невысока, но стоимость на услуги та же.
 
"Заработать мы можем лишь одним способом, – говорит Татьяна Шпакова, – наращивать объемы услуг и предлагать новые. Сейчас, к примеру, большим спросом пользуются изделия из лозы. Но для развития лозоплетения нужны рабочие руки, а их не хватает. Заработная плата у лозоплетельщиков при выполнении плана не превышает размера минимальной. И мастера уходят в частный бизнес".
 
Недавно предприятие изменило статус и стало открытым акционерным обществом. Самостоятельность вынуждает по-новому смотреть в будущее.
В коллективе работают немногим более 80 человек, и если предприятие придет в упадок, то первыми, конечно же, пострадают работники. Трудятся здесь в основном женщины, то есть та категория, которая не готова выехать на заработки за пределы страны. Однако отсутствие услуг ощутят и жители, особенно сельчане, поскольку постричься, отремонтировать одежду и обувь, а также заказать ритуальные услуги на селе можно только здесь.
Не остается в стороне от проблемы и профсоюзная организация предприятия. По словам председателя профкома Людмилы Корытко, в коллективным договоре предусмотрено немало позиций для материального поощрения: в зависимости от стажа работы в организации, в связи с юбилеем и т.д.
 
"Разработано и действует положение о премировании, – говорит Людмила Корытко. – За счет условий колдоговора в течение года зарплата в среднем увеличивается примерно на 7–8%. Несмотря на многочисленные проблемы, условия колдоговора нанимателем выполняются. Главное, мы должны сделать все возможное для того, чтобы сохранить рабочие места, поскольку особых перспектив для трудоустройства, а тем более для женщин за сорок, в Быхове нет".
 
Ничуть не лучше ситуация у коллег в Чаусах. "Кроме комбината бытового обслуживания в Чаусском районе, парикмахерские услуги оказывают 3 частных предпринимателя, – говорит директор УКП "Бытуслуги" г. Чаусы Людмила Чистякова. – То же можно сказать о мастерских по ремонту обуви, ритуальным и другим услугам. Мы же третий год считаемся монополистами и цены на услуги поднять не имеем возможности. На протяжении всего этого времени я и мои коллеги только и думаем о том, как сохранить предприятия и трудовые коллективы. А ведь мы и частные предприниматели – на одном рынке услуг. Наши клиенты тоже гарантируют увеличение налогов".
 
Кроме того, независимо от сдерживания цен на услуги, растет стоимость сырья и материалов. Таким образом, предприятия бытуслуг отстают по качеству, то есть теряют клиентов.
 
"Наши парикмахеры, к примеру, даже минимальную зарплату не зарабатывают, – говорит Чистякова. – Приходится доплачивать. В среднем зарплата по предприятию за 2011 год составляла 928–947 тыс. рублей. За первые месяцы нынешнего – 1 млн 407 тыс. рублей".
 
"Верхи" понимают, что "низы" правы

Еще в мае прошлого года начальник ГУ "Могилевоблбыт" Владимир Короткин, обратился в управление антимонопольной и ценовой политики облисполкома. И подчеркнул в обращении, что районные комбинаты бытового обслуживания 40–70% объемов услуг оказывают в сельской местности. И отсутствие там конкуренции связано с убыточностью оказания этих услуг. Райбыткомбинаты, лишенные возможности оперативно реагировать на изменение себестоимости услуг, быстро двигаются к убыточности: за 2010 год убыток составил 2,6 млрд рублей, из которых 0,8 миллиарда не покрыты дотациями и льготами.
 
Сегодня Владимир Короткин, бывший начальник, а ныне председатель ликвидационной комиссии ГУ "Могилевоблбыт", говорит о сложившейся ситуации так: "Снятие ценового регулирования, конечно же, проблему предприятий бытовых услуг не решит. Но причисление их к монополистам именно в начале прошлого года, когда резко увеличились цены на сырье, было, мягко говоря, совсем не кстати. Отсутствие средств на развитие в конечном итоге предполагает полный крах. Спасти районные бытуслуги нужно и можно, но для этого необходимо принципиально пересмотреть систему их работы".
 
В сентябре 2011 года департамент ценовой политики Минэкономики постановил: "Объем рынков бытовых услуг Могилевской области определен без учета фактических данных по услугам, оказанным хозяйствующими субъектами частной формы собственности". В связи с чем департамент считает необходимым "рассмотреть вопрос отмены приказа о внесении изменений в госреестр в части включения субъектов, оказывающих услуги: ремонта и пошива одежды, обуви, парикмахерских и фотоуслуг, прачечных, химчистки и крашения". Кроме того, рекомендовано "провести анализ вышеназванных товарных рынков, используя не только статистическую информацию, но и данные от всех участников рынка услуг, включая частных предпринимателей".
 
Но время идет, ситуация не меняется, а "монополисты", всеми силами сохраняя рабочие места без надежды на мало-мальское развитие, влачат жалкое существование.
 
Необходимый комментарий

Галина Прудникова, начальник отдела антимонопольной и ценовой политики одноименного управления Могилевского облисполкома:
– По мере возможности мы изучаем ситуацию на местных рынках услуг. Она не стабильна, но в целом бытуслуги занимают доминирующее положение. Хотя, к примеру, парикмахерские услуги, оказываемые Климовичским предприятием, из нашего реестра исключены, поскольку там довольно велика доля индивидуальных предпринимателей, занимающихся тем же видом деятельности. В то же время по этим видам услуг мы включили в списки госреестра частников из Глусска и Круглого. Словом, политика наша гибкая, но, к сожалению, быстро реагировать на ситуацию в силу ряда объективных причин сложно.
Предприятия бытового обслуживания не единожды включались и исключались из наших списков, но вне зависимости от этого говорить об их процветании не приходилось. Они, как правило, были убыточными, и зарплата там всегда была низкой. На мой взгляд, дело не только в регулируемых ценах, но и в других проблемах, которые не были решены.
 

←Дайджесты. Анонсы. Даты

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика