Еврейская сказка Валерии Гайшун
Как важно не зарывать свой талант в землю! Когда видишь, как твои желания и мечты реализуются, вырастают крылья и хочется дальше творить, творить и творить. Такая счастливая история приключилась с Валерией Гайшун. Экономист по образованию, она в последнее время посвящает себя делам семейным. А не так давно стала создавать кукол из войлока. Шестеро детей — Катима, Динара, Юлия, Екатерина, Полина, Саша и муж Андрей помогают ей в новом увлечении. На вернисаже коллекции кукол под названием “Пятая графа”, прошедшем в минской галерее современного искусства “Ў”, дети стали первыми посетителями и спешили рассказать журналистам, как они гордятся своей мамой.
Девять “я” “Лерин талант проявился еще в детстве, — рассказывает мама Людмила Григорьевна. — Сначала она делала тарелочки из природных материалов. На одной из них, помню, была изображена средневековая крепость. Все такое изящное, необычное! Потом делала рождественские венки. Вышивала, вязала, барельефы создавала из соленого теста, стилизованные фигуры. А потом стала делать тапочки, шарфики, броши из войлока”. Пока ведем беседу с Валерией, к нам подходят все ее дети. То, что их семья состоит из девяти “я”, впечатляет. “Настоящая семья должна быть большой, — говорит муж Валерии Андрей Гайшун. — Как удается воспитывать такое количество детей? Секрет, наверное, в том, что мы с женой — хорошие менеджеры. И, конечно, самое важное условие — это любовь друг к другу. Она нам помогает учитывать интересы каждого”. Модели из овечьей шерсти буквально сидят на чемоданах. Это знак того, что кукольная коллекция не статична. В июне человечки из шерсти вернутся с крупной кукольной выставки “Время кукол” из Санкт-Петербурга, после чего их более широко представят в Минске. А после “Пятая графа” поедет в Москву и Одессу. |
Бобруйский мотив
Вот эмигрант Фима, учительница немецкого языка Белла Львовна, фотограф Семен, парикмахер Изя, портной Марик, Арон — владелец попугая Ара, преподавательница музыки Сима Исаевна, киоскер Лева... У каждого героя выставки свое имя и своя история. Все они сделаны из шерсти в технике валяния. Называть их экспонатами язык не поворачивается. Все они как живые. Маленьких человечков из овечьей шерсти автор называет чистокровными евреями.
“Евреи — народ, о котором можно говорить по-разному — либо плача навзрыд, либо смеясь до слез, — говорит Валерия Гайшун. — Я выбрала позитивный взгляд на этих удивительных, неповторимых людей и решила рассказать о них с улыбкой. Название экспозиции “Пятая графа” хорошо понятно поколению советской эпохи. Кто имел красный паспорт СССР, помнит: пятая страница отводилась специально для указания национальности. Я родилась в Ленинграде. Детство провела в Бобруйске. Оттуда и еврейская тематика. Дедушка был евреем, бабушка — украинка, вторая бабушка родом с Дальнего Востока, второй дедушка — русский. Отец моих первых двух дочек — казах, а второй муж — белорус. Культуры всех национальностей переплелись в нас и находят отражение в таких выставках, как эта”.
Валерия утверждает, что кукольного еврея можно сделать из любого лица и цитирует Игоря Губермана: “Везде одинаков Господень посев, / И врут нам о разности наций; / Все люди — евреи, и просто не все / Нашли пока смелость признаться”. Хотя автор выставки выросла в еврейском окружении, обычаи, традиции в их семье были белорусскими с украинским колоритом. Дело в том, что по еврейской традиции глава в семье — жена. “Потому мой папа, он был евреем, во всем слушал свою жену, — рассказывает мама Валерии Людмила Григорьевна. — Отец воевал в Великую Отечественную. Пришел с войны капитаном”.
Папины глаза
Рассматривая кукол, мало кто верит, что их автор не имеет художественного образования и работает домохозяйкой. Каждая работа представлена в виде настоящей композиции. Аксессуары, интерьер соответствуют характеру героя. Куклы созданы не для того, чтобы дети играли в них в дочки-матери. А одной из них они не просто любуются, но и уважают. Потому как видят в ней папины глаза. Некоторые черты Аркадия Исааковича, судя по всему, глаза, Валерия списала со своего мужа. Когда муж уехал в командировку в Африку, Валерия, чтобы детям легче было пережить разлуку с ним и не забывать о дисциплине, решила свалять куклу, чем-то похожую на мужа. Теперь дети “слушаются” папу и на расстоянии.
Сейчас, когда коллекция кукол Валерии с каждым днем пополняется, ей даже вспоминать не хочется, что показывать их широкой общественности она не собиралась. Кстати, идею выставки подарила белорусская модель Анна Молибога, подруга дочери Полины, которая когда-то тоже была моделью.