Машины ревут, а люди плачут
Вильгельма Райха стоило бы назвать одним из самых парадоксальных ученых ХХ века даже без пристального изучения его биографии. Ученик Фрейда, он пытался соединить психоанализ с марксизмом. Он верил, что существование либидо можно доказать посредством микроскопа, в котором оно видно в форме пузырьков. В отличие от Фрейда позволив клиенту не просто лежать на кушетке, а еще и двигаться, он открыл вегетотерапию и всю жизнь настаивал на том, что тело может сообщить о человеке скорее и больше, чем он сам расскажет. Он пытался создать прибор, способный восстанавливать в организме человека истощающуюся с годами жизненную энергию, которую ученый называл оргонической, снимать переутомление и лечить с его помощью различные болезни, такие как рак, стенокардия, астма и эпилепсия. Но на пути исследований Райха встало американское управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. Это оно назвало концепцию оргона маргинальной идеей, и в итоге после судебных разбирательств ученого, осмелившегося без разрешения лечить онкологических больных, упрятали хотя и в федеральную, но банальную тюрьму.
«Только на бумаге процесс общественного развития выглядит таким же легким и приятным, как прогулка в лесу», — кто из нас не согласится с этим утверждением Вильгельма Райха? Ученый ратовал за сексуальное просвещение, призывал маленьких людей посмотреть на себя, но из–за своего невероятно несносного характера почти не имел друзей, и наверняка именно он и был тем человеком, который, по его утверждению, сбился с пути, когда истолковал свою природу в рамках машинной цивилизации.
28.05.1966 «Советская Белоруссия» опубликовала ни в коем случае не Райха (все его книги сожгли в самой демократической из всех демократий, в США, еще в середине 50–х. На русский язык труды родившегося в Австро–Венгрии, а на самом деле в Украине ученого стали переводить только после исчезновения СССР). Газета всего лишь попробовала найти ответы на читательские вопросы о путях развития в республике общественного транспорта. И сегодня, прежде чем продолжить про либидо и оргон, полагаю, есть смысл заглянуть и в проекты 46–летней выдержки.
«Полное обеспечение потребностей экономики страны и всего населения в перевозках — важнейшая задача транспорта нашей Родины. За текущую пятилетку перевозки пассажиров на Белорусской железной дороге будут развиваться почти на три процента быстрее, чем в среднем по стране... Уже в текущем году поезда электрички пойдут от Минска до Молодечно... Комфортабельные поезда заменят обычные в пригородных зонах Минской, Гомельской, Витебской областей. На других железнодорожных узлах деревянные «коробочки» в пригородных поездах заменят вагоны лучших типов с мягкими и полумягкими сиденьями. Пассажирские поезда дальнего следования будут комплектоваться новыми цельнометаллическими вагонами... На станции Минск–пассажирский заканчивается строительство пассажирского туннеля... На вокзалах Минска, Бреста, Гомеля, Могилева, Витебска и других городов уже установлены автоматические справочники, которые просты и очень удобны... На крупных вокзалах, пользуясь кассой–автоматом, пассажир сможет приобрести и билет дальнего следования» («В поезде, как дома»).
«Троллейбус и трамвай остаются важным видом транспорта в крупнейших городах. Сейчас минский и старейший в стране витебский трамвай перевозит в сутки четверть миллиона пассажиров. Протяженность трамвайных путей в Минске достигла 63,5 километра, курсирует 170 вагонов. В ближайшие годы трамвайная линия удлинится еще на 14 километров. В частности, она проляжет до конца улицы М.Горького. К 45 километрам витебского трамвая вскоре добавится еще свыше 17. Предусматривается приобрести 145 комфортабельных вагонов. В Витебске будет построено трамвайное депо, а в Минске — ремонтный завод и троллейбусное депо» («Артерии городов»).
«В настоящее время не изжиты затруднения при перевозке населения крупных городов, особенно Минска, на работу и с работы. Часы «пик» возникают в связи с тем, что подавляющее количество предприятий, учреждений и организаций начинают и заканчивают работу в одно и то же время. В Минске, например, на время в четыре часа — с 7 до 9 и с 16 до 18, приходится почти 40 процентов пассажиров, перевозимых за сутки. В остальное время суток третью часть автобусов надо снимать с линий из–за отсутствия пассажиров. Если пойти по пути дальнейшего увеличения количества машин для разрядки в часы «пик», то еще больше ухудшится их использование в другое время суток. Это противоречие можно разрешить, если в разумных пределах несколько рассредоточить по времени начало работы ряда предприятий и учреждений» («Автобусные орбиты»).
«Создание мелкосидящих судов из пластических масс позволит значительно улучшить обслуживание колхозов и совхозов, расположенных в бассейнах малых рек. На транзитных линиях обычные пассажирские суда заменят теплоходы на подводных крыльях. Они будут вмещать до сотни человек и развивать скорость до ста километров в час. В навигацию первого года пятилетки открыто 29 транзитных, местных и пригородных линий» («На голубых магистралях»).
«В настоящее время десятки городов и поселков Белоруссии принимают и отправляют пассажирские самолеты... В текущем пятилетии предусматривается дальнейшее быстрое увеличение авиационных перевозок грузов и пассажиров. На воздушные магистрали Белоруссии выйдут самолеты новейших типов. Коммерческая нагрузка каждого из них будет несравненно большей, чем теперь» («В пятом океане»).
Готовы ли вы с ходу ответить на вопрос, как далеко продвинулся белорусский общественный транспорт за минувшие 46 лет? Кажется, что метро, «Боинги» и «Штадлеры», билеты, заказываемые в интернете, голосуют за невиданный прогресс. Но стоит оглянуться по сторонам, как легко понять, что жизнь не только убежала вперед, но еще и отмоталась назад. Я думаю, не нужно искать подтверждений тому, что, например, никоим образом не рассосалась проблема часов пик и разница с 1966 годом заключается только в том, что этих часов стало значительно больше. Что самолеты «Белавиа» летают по Европе, но давным–давно перестали летать из Минска в Витебск или Пинск. Что наш водный транспорт заржавел настолько, что существует большей частью в комических экземплярах. Что самый длинный наш водный маршрут — 161 км из Мозыря в Туров. Что трамваев так больше нигде и не появилось, а троллейбусы проиграли частным автомобилям в борьбе за эстетическое решение главных транспортных артерий столицы.
Что еще? Ах да. «Машина стала, остается и будет оставаться самым опасным разрушителем человека, если он сам не обособится от машины». Вильгельм Райх. Что там у него с биографией? Родился на Галичине в семье еврея, который считал себя немцем. Мальчиком увидел, как мать занималась любовью с его учителем, рассказал отцу, ревнивец довел супругу до самоубийства, а сын так и носил эту трагедию за собой всю свою жизнь. В предисловии к своей книге «Посмотри на себя, маленький человек!» Райх написал, что «это была всего лишь попытка ученого и врача систематизировать собственный внутренний сумбур, охвативший его после многолетнего изучения так называемого «маленького человека». Этот сумбур возник вследствие недоумения, переходящего в ужас, при виде того, что маленький человек творит над собой: как он страдает, сопротивляется, возносит своих врагов и убивает друзей». Райх, этот гениальный сумасброд и ученый, считался первым учеником Фрейда, но поссорился с ним, доказывая, что психоанализ «является революционной наукой, дополняющей марксистскую критику буржуазной экономики критикой буржуазной морали, основанной на сексуальном подавлении». Он был презираем Гитлером и поругался с Эйнштейном. «Добрые люди считают, что все вокруг добры, в то время как эмоционально инфицированные убеждены в том, что все вокруг лгут, мошенничают и жаждут власти. При таком положении вещей хорошие люди находятся в очевидно невыгодной ситуации. Будучи добрыми по отношению к эмоционально оглупленным, они истощаются, их выставляют на посмешище, а в итоге предают», — писал потомкам Райх, чей жизненный путь закончился в федеральной тюрьме всего за два дня до рассмотрения вопроса о досрочном освобождении.
Автор публикации: Сергей ГОРДИЕНКО