Сколько стоит провести массовое мероприятие?
14.05.2012 12:40
—
Новости Общества
Сколько стоит провести массовое мероприятие?
Порядок проведения массовых мероприятий с момента вступления в силу поправок в закон существенно изменился. Как следует из закона, организаторы уличной акции должны оплатить услуги по охране общественного порядка, а также расходы, связанные с медицинским обслуживанием и уборкой территории. Но вот понять кому, сколько и за что платить - оказалось проблемой.
Платить или не платить? Вот в чем вопрос
В новой редакции молниеносно принятого - в двух чтениях в течение одного дня - Закона "О массовых мероприятиях" сказано, что решение о разрешении либо запрещении мероприятия местной властью принимается с учетом в том числе оплаты услуг милиции, скорой помощи, уборщиков территории после проведения на ней массового мероприятия. Оплату следует произвести не позднее 10 дней после проведения массового мероприятия, то есть по факту предоставления услуг.
Закон о массовых мероприятиях в Республике Беларусь
Ст. 10. Решение руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия принимается с учетом даты, места, времени его проведения, количества участников, погодных условий, оплаты услуг по охране общественного порядка, оказываемых органами внутренних дел (далее – услуги по охране общественного порядка), расходов, связанных с медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия, и других обстоятельств, влияющих на обеспечение общественной безопасности, по согласованию с республиканскими органами государственного управления (их территориальными подразделениями), ответственными за обеспечение общественного порядка и безопасности.
Ст. 10. Решение руководителя местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителя о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия принимается с учетом даты, места, времени его проведения, количества участников, погодных условий, оплаты услуг по охране общественного порядка, оказываемых органами внутренних дел (далее – услуги по охране общественного порядка), расходов, связанных с медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия, и других обстоятельств, влияющих на обеспечение общественной безопасности, по согласованию с республиканскими органами государственного управления (их территориальными подразделениями), ответственными за обеспечение общественного порядка и безопасности.
Порядок оплаты услуг по охране общественного порядка, расходов, связанных с медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия, определяется решением местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого планируется проведение массового мероприятия.
По словам Виктора Ивашкевича, соорганизатора "Дня Воли", "организаторы, изучив закон, пришли к выводу, что в качестве обязанности заключение договоров и оплата услуг городских служб не прописана".
Вместе с тем, рассказал TUT.BY соорганизатор шествия "Чернобыльский шлях" Денис Садовский, в разрешении исполкома было сказано, что "для проведения шествия необходимо заключить договор на обеспечение безопасности, уборку территории, и медицинского обслуживания с минским городским управлением МЧС, КУП "Горремавтодор Мингорисполкома", КУП "Минскзеленстрой", комитетом по здравоохранению Мингорисполкома". По словам Ивашкевича, в разрешении на проведение "Дня Воли" относительно того, с кем "необходимо заключить договор", было сказано то же самое.
Однако о необходимости заключения договора с ГУВД Мингорисполкома, которое по логике вещей должно быть в перечне исполнителей охраны общественного порядка, ни в одном из этих разрешений нет.
Так по какому принципу и кому нужно платить?
"Если по факту какие-либо услуги нам не оказываются, за что платить? - не понимает Ивашкевич. - "Зеленстрою" мы сразу сказали, что уберем, если что, за собой сами. Дорожным службам платить тоже не за что: мы ходили по пешеходным дорожкам, как и все пешеходы, которые не платят за это всякий раз, как по ним пройдутся. Еще отдельно мы заплатили 700 тысяч телерадиопередающему центру за звукоусиливающую аппаратуру, которую в результате не пропустили".
С точки зрения организаторов, договоры на оказание услуг, как и оплату, нужно заключать с теми службами, кто реально необходим на мероприятии, либо с теми, чьими услугами воспользовались по факту.
"Мы заключили договор с медиками. Нам, как организаторам, которые тоже несут ответственность за безопасность мероприятия, нужно, чтобы врачи были под боком. Вдруг от долгой ходьбы или долгого стояния кому-то в толпе станет плохо, - рассказал Ивашкевич. - Если надо использовать какую-либо аппаратуру, а мы не знаем, как ее подключить, либо переживаем за безопасность, тогда, возможно, нам будет нужна помощь МЧС или других специалистов". Ивашкевич отмечает, что теоретически, если нужна "специальная охрана", то можно заключить договор и с милицией. "Хотя если посчитать, что их охрана в последний раз закончилась тем, что они людей похватали, то нам что, еще и автозаки оплачивать?"
В результате организаторы "ЧШ" заплатили за работу бригад скорой помощи чуть менее 1,5 млн рублей, а на "День Воли" организаторы оплатили услуги и скорой помощи, и МЧС (всего около 5 млн рублей).
Организаторы мероприятий отмечают, что отнеслись к указаниям Мингорисполкома как к рекомендации.
На сайте КУП "Горремавтодор Мингорисполкома" в перечне функций КУП - содержание, текущий, капитальный ремонт и реконструкция дорог, мостов, путепроводов, сетей ливневой канализации, общественных туалетов, малых архитектурных форм и т.д. Предлагаются отдельно "платные услуги", например, шиномонтажа либо наружная мойка автомашин и автобусов. Действительно ли организаторам нужны эти услуги на массовом мероприятии - большой вопрос, однако тарифы можно посмотреть на сайте.
В "Горремавтодоре" TUT.BY сообщили, что организаторы массовых мероприятий к ним обращаются за другими услугами – уборкой и биотуалетами. Однако в организации затруднились сказать, по какому тарифу начисляется сумма, потому что не знают… кто этим занимается. Например, в Октябрьском р-не Минска сообщили, что аренда биотуалетов находится в ведении не самого "Горремавтодора", а в структурном - УП "МАФ". Однако там сообщили, что не занимаются арендой вообще – только обслуживанием городских туалетов. "К нам не обращаются организаторы массовых мероприятий, договоров таких мы не заключаем". Замкнутый круг.
Кстати, биотуалеты в частных фирмах почасово не сдают, а сутки в будние дни столицы стоят в среднем 300 тысяч. По Минску, шутят частники, это почти в 5-10 раз больше, чем аренда одного сотрудника милиции либо сотрудника МЧС.
УП "Минскзеленстрой" занимается озеленением и благоустройством 7134 га территорий столицы. В прейскуранте отдельно по районам столицы существует прайс за различные виды работ. Например, если участники мероприятия в Заводском районе повредят деревья, то за посадку одного дерева организаторам придется заплатить 17 029 рублей, за 1 куст – 7 500, 1 м2 травы – 208 рублей.
Однако в самой организации на вопрос, что входит в перечень услуг, прописываемых в договоре с организаторами массового мероприятия, немало удивились: сначала в приемной, затем - в производственном отделе. Сообщили, что, вероятно, их организация... не занимается таким. Порекомендовали обратиться в отдел благоустройства, но когда после 10 раз попыток дозвониться, никто так и не ответил, звонить, как и заказывать что-либо, перехотелось.
Прейскурант Городской станции скорой медицинской помощи можно посмотреть есть на сайте. Из него понятно, сколько стоят услуги медиков в праздничные дни (1 час - 115 984 рублей), в ночное (100 519), в праздник ночью (139 180) и т.д.
Так, в договоре между организаторами "ЧШ" и станцией скорой помощи было прописано, что исполнитель обязуется выделить бригады скорой медицинской помощи для обслуживания мероприятий по проспекту Независимости, ул. Сурганова до парка Дружбы народа и митингу на площадке в парке Дружбы народов. Исполнитель должен "определить марку автомобиля, учитывая возможности КУП "Минскавтотранс" и качественный состав бригады скорой медицинской помощи для выполнения поданной заявки".
В обязанностях также - "возместить расходы по оплате командировочных, а при выезде за границу Республики Беларусь пограничных, таможенных, дорожных, страховых и т.п. сборов". И, конечно, за все остальные вышеперечисленные услуги. Заказчик, в свою очередь, обязан обеспечить помещением (или местом для стоянки автомобилей).
Как рассказал TUT.BY помощник начальника управления минского городского управления МЧС Виталий Дембовский, при оказании услуг МЧС на мероприятии выясняются особенности проведения мероприятия и, исходя из этого, учитываются все возможные риски. "Обыденное для обывателя мероприятие в глазах профессионалов выглядит иначе. Вспомнить хотя бы простую вечеринку в клубе "Хромая лошадь" - отделанный горючими материалами потолок, использование пиротехники, неорганизованная эвакуация привели к большой трагедии", - говорит Дембовский.
При определении конечной суммы для организаторов мероприятия в расчет идет: количество человек на мероприятии, возможные пути эвакуации, горючая загрузка, вероятность возникновения загорания или иной нештатной ситуации.
"Рассчитывается необходимое количество сотрудников и техники, которые, как правило, привлекаются из резерва: то есть в свободное от работы время, а часто и в праздники", - прокомментировал Дембовский.
Для техники, которая пойдет "в ход", учитывается то, какая именно машина и каким образом будет работать, сколько ей необходимо топлива, плюс амортизация. Дежурство при проведении зрелищных, спортивных и других мероприятий 1 час работы сотрудника стоит 53 320 рублей. С полным прайсом МЧС в интернете пока ознакомиться нельзя – только в самом управлении.
В свободном доступе нет прейскуранта столичной милиции. Чтобы посмотреть прейскурант, в ГУВД попросили официальный запрос. В самом Министерстве внутренних дел Беларуси на просьбу сообщить информацию о стоимости услуг ответили отказом. Тем не менее найти кое-какие данные все же удалось.
Например, Департамент охраны МВД, который занимается охраной субъектов хозяйствования различных форм собственности, все расценки приводит на своем сайте. Так, в Минске 1 милиционеро-час – 34 880 рублей, в областных центрах – 34 557, в других населенных пунктах – 33 979 рублей. Точно также есть расценки человеко-часа для сторожа, охранника, контролера, стрелка.
Кстати, в Европе участие в массовых мероприятиях не предполагает возмездность в работе городских служб, участвующих в массовом мероприятии, в принципе. Как пояснил TUT.BY полковник польской полиции в отставке, тренер Хельсинкского фонда по правам человека Славомир Цибульский, “право выразить свое мнение для граждан не может быть платным”. Предполагается, что оплата работы служб идет из налогов граждан.
Конституция Беларуси тоже гарантирует право граждан на мирные собрания, однако, отмечают эксперты, белорусское законодательство не исключает того, что работа городских служб на массовых мероприятиях может быть платной. В Мингорисполкоме TUT.BY сообщили, что четкой инструкции по тому, когда и какие услуги организаций, указанные в законе, являются для организаторов платными, а когда нет, так и не разработано. В ближайшее время в исполкоме все же обещали ответить TUT.BY, по каким критериям оценка назначаемой “платности” услуг происходит сейчас.