Горечь вкусной конфеты
В присутствии журналистов руководители семи крупнейших кондитерских предприятий обсуждали итоги работы отрасли за последние годы. Чего удалось добиться фабрикам, смогла ли зарекомендовать себя наша сладкая продукция на рынке? Составила ли конкуренцию российским и украинским производителям? Об этом шла речь на вчерашней пресс-конференции.
Несомненно, эти годы стали серьезным испытанием для предприятий. Но они выходят из него с честью — работают прибыльно, подстраиваясь под запросы потребителей, изучая рынок и выстраивая маркетинговую стратегию. И все же проблемы, как водится, есть. Одна из основных: рынок, к сожалению, до сих пор перенасыщен импортом. Генеральный директор «Коммунарки» Наталья Кот лично убедилась: на прилавках магазинов зачастую пруд пруди дорогих завозных конфет и шоколадок, а своих, которые в два, а иногда и в три раза дешевле, днем с огнем не сыщешь:
— Зашла как–то в один из придорожных магазинов в Мостах. Лежит украинский шоколад, который приготовлен из тех же ингредиентов, что и наша «Любимая Аленка», но стоит около 20 тысяч рублей. Спрашиваю у продавца: «Неужели нет на складе нашего, почему не завозите?» Говорит — нет. Предыдущую партию размели — людям ведь нравится вкусная и дешевая продукция. А новую пока не привезли. Вот с этим нужно бороться! Отслеживать это в регионах. А то выходит, если бабушка идет к внуку в гости, ей придется купить шоколадку подороже. И она наверняка подумает, что цены заоблачные. Хотя в действительности наша продукция в отличие от импортной по карману покупателю.
С коллегой согласна и генеральный директор фабрики «Спартак» Олеся Самсонова. И она в свою очередь называет еще одну проблему, связанную с импортом. Когда украинские и российские производители завоевывали наш рынок, они демпинговали, снижали цены, чтобы приучить людей к своей продукции. Долгое время в Украине известные и популярные конфеты стоили в разы дороже, чем у нас. Но потом цены начали завышать и для наших покупателей. Правда, люди до сих пор ассоциируют украинское с дешевизной и качеством. Нет, говорят наши производители, это не так! Наше дешевле, натуральнее и ничуть не проигрывает во вкусе. В подтверждение — проведенная недавно закрытая дегустация отечественных и импортных конфет из России, Украины, Германии, Бельгии, Франции, Польши, Италии. Сладости фабрик «Коммунарка» и «Спартак» заработали наивысшие баллы. А это уже о многом говорит.
Производители, впрочем, понимают: должно пройти время, чтобы люди привыкли покупать наше. Да и импортеров не заставишь «подвинуться»: во–первых, у покупателей должен быть выбор, а во–вторых, белорусской продукции тогда тоже могут закрыть въезд в другие страны.
Еще один больной вопрос для отрасли — некоторые приватизационные аспекты. Известно, что эта отрасль привлекает инвесторов, но зачастую в «коммерческих предложениях» прячется явная корысть и стремление изменить соотношение на кондитерском рынке. В своем Послании Президент сказал: «Люди у нас очень болезненно на это реагируют. Задают прямой вопрос: мы что, Вам, Президент, больше не нужны?» Сотрудники предприятий действительно зачастую опасаются, что руководители отдадут их под чужое крыло не советуясь. Есть ли такие настроения у кондитеров? Наталья Кот привела яркий пример:
— Сейчас у нас действительно не все гладко. Владельцы части акций предприятия, наши ветераны, продали их нашему инвестору — у них было право по своему усмотрению распоряжаться ими. А Мингорисполком в январе решил, что имеет первоочередное право на покупку акций. И сейчас людям приходят повестки в суд. Указ № 107, принятый в марте, отрегулировал эти вопросы. Но его принятие чиновники, можно сказать, проспали. И нам сейчас приходится разбираться с последствиями.
Автор публикации: Алла ГЛИНСКАЯ
Фото: Виталий ГИЛЬ