Новые пути для щебня
Белорусская железная дорога проводит масштабные работы по развитию станции Ситница
В рамках 150-летия основания железных дорог на территории Беларуси, которое будет отмечаться 27 декабря 2012 года, под эгидой Барановичского отделения Белорусской железной дороги состоялся пресс-тур для представителей республиканских, региональных и отраслевых СМИ. Во время поездки журналисты ознакомились с работой крупнейшего в Европе предприятия по добыче и переработке плотных горных пород, а также смогли воочию оценить объем работы по реконструкции грузовой внеклассной станции Ситница (Брестская область). Она, как известно, предназначена для пропуска грузовых и пассажирских поездов, их коммерческого и технического обслуживания, подготовки грузовых вагонов под погрузку.
Станция, структурно входящая в Лунинецкий железнодорожный узел Барановичского отделения БелЖД, была создана в 1974 году и своим рождением обязана карьеру «Микашевичи» и дробильно-сортировочному заводу по переработке строительного камня (ДСЗ-1). 29 декабря 1975-го была сдана первая из четырех ныне действующих технологических линий этого предприятия. Выпуск щебня осуществляется на всех линиях в общую массу, не привязываясь к какому-либо одному погрузочному пути. Проходя три стадии дробления, щебень определенной фракции поступает на один из погрузочных путей завода.
Собственно отгрузка этой востребованной стройиндустрией продукции по железной дороге началась в апреле 1976 года. В 1986-м запустили четвертую технологическую линию (ДСЗ-2) — с ее пуском мощность составила 9 800 000 тонн щебня в год.
Для дальнейшего наращивания объемов в 1991 году был разработан проект расширения производства за счет ввода в эксплуатацию дробильно-сортировочного завода № 3 (пятой технологической линии). Его пуск в эксплуатацию осуществили 30 декабря 2011 года. Это увеличит дополнительно производство щебня на 3 миллиона тонн.
Цель плана по развитию Ситницы — обеспечение растущих объемов перевозок строительных материалов, вырабатываемых РУПП «Гранит». Введение в строй первой очереди реконструкции станции 1 октября прошлого года позволило увеличить ее среднесуточные мощности, появились два парка «А» и «Б» (всего 53 пути). Напомним, расширение мощностей проходит в две очереди.
Как рассказал «Р» начальник станции Ситница Белорусской железной дороги Валерий Сахвон: «Белорусская магистраль завершила первую очередь работ. Осуществлено строительство двух дополнительных путей с переустройством стрелочных горловин, сетей связи и электроснабжения, платформы с пассажирским павильоном, произведена укладка части пешеходного тоннеля. Это позволит обеспечить погрузку 900 вагонов в сутки. В настоящее время среднесуточная погрузка составляет 650 вагонов (в среднем один вагон грузится 8 минут. — Прим. «Р».). В случае простоя хотя бы одного из путей из-за отсутствия щебня, ремонта оборудования, медленной погрузки или подготовленных вагонов погрузка автоматически уменьшается на 70—100 вагонов».
В нынешнем году планируется запуск в эксплуатацию второй очереди реконструкции. Предусмотрены строительство двух сортировочных путей длиной не менее 840 метров, трех путей приема порядка 1050 метров, сортировочной горки малой мощности на пять путей с включением их в электрическую централизацию горки, строительство маневрового поста, подземного пешеходного перехода, микропроцессорной централизации (МПЦ) и многого другого. Все работы будут завершены в 2013 году, что позволит обеспечить перевозки возрастающих объемов строительных материалов, производимых РУПП «Гранит». Так, среднесуточная погрузка составит 1005 вагонов и 878 вагонов с учетом цементовозов. Контур существующего карьера «Микашевичи» предполагается расширить до 150 метров, обеспечив работу предприятия на 40 лет.
Но есть во всем этом большом деле свои сложности. Например, для увеличения пропускной способности участка Ситница — Лунинец будет сделан второй путь на участке Ситница — Лахва. Планируется, что с завершением строительства пропускная способность данного участка увеличится с 36 до 70 пар поездов.
«С введением новых мощностей, включая второй путь от Лахвы до Ситницы, Белорусская железная дорога обеспечит перевозку заявленных к 2013 году РУПП «Гранит» объемов щебня до 1050 вагонов ежесуточно, а в будущем — до 1300 вагонов в сутки», — отметил Валерий Сахвон.
В перспективном плане развития строительной отрасли страны намечено строительство Ситницкого горно-обогатительного комбината. Он будет состоять из трех технологических линий — шестой, седьмой и восьмой. Создание ГОК даст дополнительный объем выпускаемой продукции до 9 миллионов тонн в год, или 400 вагонов в сутки в железнодорожном исчислении.