Четвероклассница из Солигорска составила краткий словарь языка гривастых

Источник материала:  

Четвероклассница из Солигорска составила краткий словарь языка гривастых

правила поведения с ними и соорудила тренажер для новичков.

Их отливают в бронзе и высекают в камне, рисуют на картинах и восславляют в стихах. Многие столетия конь был надежным помощником и другом человека на ниве хлебной и поле ратном. Да и теперь хороший хозяин сам не доест, а лошадку свою угостит лакомством. При этом отметит: умница, все понимает, только сказать не может.

— Может! — заявляет ученица 4-го класса гимназии № 1 Солигорска Полина Зотова. — У лошадей есть свой язык, только необходимо его знать! Но чтобы понять лошадь, посмотреть на мир ее глазами, думать как она, надо влезть в ее шкуру.

Полина любит всех животных, а лошадок просто обожает. Поэтому за десяток километров ездит в городской поселок Старобин на занятия в конно-спортивный клуб “Пробег”. Вначале приближалась к гривастым с опаской. Специалисты одобрили: разумная предосторожность, ведь при неправильном общении с лошадями можно получить серьезную травму. Из-за непонимания животного новички иногда уходят из клуба. Но у опытных наездников таких проблем нет. Они находят общий язык со своими четвероногими друзьями. Полина решила изучить его так, чтобы стать “переводчиком с лошадиного”...

Девочка подружилась почти со всеми лошадьми клуба. Стала старательно наблюдать, как работают органы их чувств. И вскоре убедилась: лошадок зря называют бессловесными, животные обмениваются между собой звуками различной длительности, оттенков и тонов, имеющими определенные значения: призыв, просьба, предупреждение об опасности, угроза, успокаивание, выражение приятного и неприятного.

 Из словаря Полины ЗОТОВОЙ

  • Уши стоят торчком и навострились — лошадь чем-то встревожена, прислушивается.
  • Закладывает уши назад — она рассержена, злая, лучше не подходить.
  • Моргает глазами, значит, думает...

И с человеком они общаются с помощью звуков, запахов, но главный источник информации — жесты, позы, телодвижения. Вооружившись аппаратурой, стала фиксировать поведение лошадей во всех, порой самых неожиданных, ситуациях. За полгода упорной работы накопилось около 1300 единиц видеоматериалов. Которые предстояло обобщить, систематизировать...

— Девиз нашего детского научно-исследовательского общества “ТОП”, в котором участвуют учащиеся 1—4-го классов, — “Твори, обсуждай, побеждай, — рассказывает учитель начальных классов Наталья Тараканова. — Потому ребят интересуют самые разные проблемы: одни изучают секреты мыловарения, другие — влияние кока-колы на здоровье человека, третьи прослеживают свою родословную... Но исследование Полины Зотовой, безусловно, занимает особое место. Это не просто любознательность. Лошади обладают особым магнетизмом, прикоснулся к крупу — и словно получаешь заряд энергии. Верховая езда полезна детям, страдающим церебральным параличом, эпилепсией, другими заболеваниями. И работа Полины помогает их оздоровлению.

С помощью Натальи Геннадьевны девочка составила словарь лошадиного языка из 34 фотографий: “Я очень зол”, “Ты мне не нравишься”, “Хочу познакомиться” и так далее. Рассказала о своих наблюдениях, выводах юным наездникам. Необычный словарь высоко оценили не только ребята — много хороших слов юной исследовательнице адресовала и опытный тренер конно-спортивного клуба Ирина Горбатикова. Во время экскурсии в Беловежскую пущу Полину больше всего интересовали дикие тарпановидные лошади. Девочка с удовольствием констатировала: составленный ею словарь подходит и для этих животных, значит, он универсален для всех представителей лошадиного племени!

Для начинающих наездников и тех, кто приходит в клуб на иппотерапию, свой краткий словарь Полина выполнила в виде комиксов —были задействованы и смешные картинки , объединив их в единые “Правила для новичков”. Девочка убедилась: главный информатор о настроении, состоянии лошади — ее уши. Изучив их “язык”, Полина сделала книжку-раскладушку. С одной стороны — фотография какого-то положения ушей, на обратной — рисунок с его расшифровкой, объяснением. А как быть с детками, которым трудно читать, да и смотреть картинки не всегда удобно? Для них четвероклассница изготовила тренажер — голову лошади.
— Жду, когда кобыла Дихта родит жеребенка, — говорит Полина. — Очень интересно будет понаблюдать, зафиксировать, как разговаривает мать с детенышем.

Но и без этого ее работа “Я пойму тебя без слов...” высоко оценена специалистами и любителями этих дивных животных. На районном конкурсе юных исследователей она заняла первое место. На областном — второе. Полина Зотова получила приглашение на Международную конференцию по исследовательским работам, которая пройдет в конце мая в польском городе Гданьске.

Какую профессию выберет Полина после школы? Трудно сказать. Отличница, активистка, она побеждает в разных конкурсах, олимпиадах. Больше тяготеет к языкам, литературе. Пишет стихи. Конечно же и о лошадях. Одно из стихотворений оканчивается так:

Настоящая лошадка —
 ветер и простор,
Настоящая лошадка
мчит во весь опор.
Настоящая лошадка —
долгий, вечный спор,
Настоящая лошадка —
тихий разговор.

И кем бы ни стала Полина Зотова во взрослой жизни, она, несомненно, будет постоянно вести с любимыми лошадками тихий разговор. Уже без словаря...

←Лимиты могут пересмотреть?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика