Президент нарушает инструкции, писаные кровью
В Беларуси ситуация с травматизмом на производстве, несмотря на многолетнюю борьбу, кардинально не меняется. Эксперты констатируют формальный подход к соблюдению правил охраны труда на предприятиях и стремление скрыть истинные масштабы производственного травматизма. Что тут говорить, если не соблюдать, а точнее сказать — игнорировать требования техники безопасности позволяет себе первое лицо государства, причем — перед десятками фото и видеокамер.
Кто укажет главе государства?
Каменщик пятого разряда из Могилева Алексей Павловский обратился в ряд инстанций с требованием наказать виновных, допустивших, по его мнению, нарушение норм безопасности труда при строительстве аквапарка в Минске во время республиканского субботника 21 апреля.
Как сообщил БелаПАН Павловский, 22 апреля телеканал ОНТ показал сюжет о том, как на строительстве аквапарка в столице Александр Лукашенко вел кирпичную кладку без защитной каски, к каменным работам был допущен его малолетний сын Николай и женщина — биатлонистка Дарья Домрачева.
«Согласно законодательству, к выполнению каменных работ допускаются только лица мужского пола не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие обучение безопасным методам труда, стажировку, инструктажи, проверку знаний по вопросам охраны труда. Не допускается привлечение женщин к выполнению каменных работ», — заявил высококвалифицированный каменщик.
«Ни в каком пункте инструкции по охране труда нет исключений для работы на республиканских субботниках в качестве каменщиков случайных людей, в частности малолетних детей, женщин, президентов, не имеющих соответствующей квалификации», — сказал Павловский.
По его словам, из сюжета следует, что глава государства своими действиями пропагандирует нарушения законодательства, в частности своего же декрета № 29 от 26 июля 1999 года об укреплении трудовой и исполнительской дисциплины, Трудового кодекса и инструкции по охране труда на строительстве.
Павловский отметил, что обо всех увиденных им нарушениях законодательства о труде и технике безопасности он указал в обращениях, направленных 26 апреля в Администрацию президента, департамент государственной инспекции труда, Генеральную прокуратуру и Федерацию профсоюзов Беларуси. Каменщик требует, чтобы бригадир данного участка и прораб стройки были привлечены к ответственности, поскольку не предприняли мер по недопущению нарушений, выразившихся в допуске к выполнению каменных работ Александра Лукашенко без средств индивидуальной защиты, малолетнего ребенка, а также женщины.
«К сожалению, в нашей стране нет такого человека, который мог бы указать президенту на эти безобразия, которые творятся им и его окружением, поскольку вокруг него подхалимаж и холуйство», — заявил Павловский.
«От нас, работяг, требуют, чтобы мы соблюдали технику безопасности, наказывают, штрафуют. Ведь действительно все эти инструкции писаны кровью», — сказал он.
Производственный травматизм не победить, пока процветает показуха
По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда в январе-марте нынешнего года в организациях страны в результате несчастных случаев на производстве погибло 39 работников — на два больше, чем за аналогичный период 2011 года.
Мониторинг происшествий, приведших к смерти, показывает: люди гибнут в результате падения с высоты, из-за падения (обрушения) конструкций, зданий и сооружений, обвалов предметов, материалов, от поражения электрическим током, в результате пожара.
При этом уровень производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 1000 работающих) снизился в Беларуси с 0,68 в 2010 году до 0,61 в 2011 году.
По данным Минтруда, в 2011 году на производстве погибло 195 человек — на 39 меньше, чем в 2010 году. Снизилось количество пострадавших на производстве с тяжелым исходом — с 817 до 736. Отметим, что 2010 год был трагическим с точки зрения масштабов производственного травматизма. Только взрыв и пожар на заводе «Пинскдрев-ДСП» 25 октября 2010 года стал причиной смерти 14 человек.
По факту взрыва прокуратура Брестской области возбудила дело. В апреле 2012 года осуждены три человека из руководства предприятия. Бывший главный инженер ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Владимир Шестаков получил четыре года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения. Директор СООО «Пинскдрев-ДСП» Леонид Логвин — четыре года ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, а главный инженер этого предприятия Игорь Логвин — три года с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения.
Процесс проходил в отсутствие бывшего генерального директора ЗАО «ХК «Пинскдрев» Лорана Аринича, который скрылся от следствия. Его местонахождение широкой общественности не известно. Некоторые эксперты считают, что Аринич ушел от ответственности благодаря высоким покровителям, о которых сказано в докладной записке Совета безопасности № 21-05/116 от 9 ноября 2010 года, что они были у Аринича «в различных государственных органах как местного, так и республиканского значения».
Понятно, что факты нарушения законодательства в сфере охраны труда на «Пинскдреве» скрывались в течение долгого времени. Во многом это было связано со стремлением гнать план, давать показатели.
Председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук считает, что работа на белорусских предприятиях остается опасной. Устаревшее оборудование на производстве само по себе представляет угрозу для здоровья, отмечает он.
Также часто провоцирует производственный травматизм пьянство на рабочем месте. Алкоголизация населения является социальной проблемой, подчеркивает Ярошук, и ее невозможно решить административными мерами, как пытаются сделать в Беларуси. Эксперт не считает, что в стране «проводится какая-то серьезная антиалкогольная политика и работа для повышения жизненного уровня и культуры людей».
Кроме того, бичом белорусской промышленности являются приписки и стремление скрыть истинное положение дел с травматизмом на производстве, считает эксперт.
«Это связано со стремлением Беларуси быть впереди планеты всей, — отмечает Ярошук. — Поскольку в Беларуси очевиден ярко выраженный акцент на приукрашивание действительности, происходят вульгарные приписки в экономике, в том числе в сфере охраны труда. Производственников принуждают заниматься фальсификацией».
Поэтому, отмечает профсоюзный лидер, истинного положения дел с производственным травматизмом в Беларуси мы не знаем. Если смерть на работе нельзя скрыть, то травмы на производстве выдаются за несчастные случаи в быту. Руководители подталкивают подчиненных оформлять такие случаи как бытовые травмы, и те вынуждены соглашаться, чтобы не быть депремированным или даже лишиться должности.
«Это негодная практика, которая должна была давным-давно изжить себя. Думаю, пока будет сохраняться не рыночная, а командно-административная система, ничего не изменится. Исходя из некорректных данных, в стране будут делать некорректные выводы о масштабах явления и принимать неправильные меры для борьбы с производственным травматизмом», — отметил Ярошук.
Бывший министр труда и социальной защиты Александр Соснов отмечает, что в стране есть предприятия, где «рабочие работают зимой без отопления при уличной температуре». По его мнению, на многих предприятиях ситуация с условиями труда хуже, чем в советские времена.
«При этом власти нас убеждают, что все хорошо, тогда как на заводах устаревшее оборудование и технологии. Техника безопасности хорошо представлена в документации, но не на практике. Корень проблемы кроется в повальной показухе», — убежден наш собеседник.
Проблема усугубляется тем, что люди соглашаются работать в ненадлежащих условиях. Для того чтобы они безропотно соглашались со всем, что предлагает руководство, в Беларуси существует контрактная система, говорит Соснов.
Тот, кто проявит строптивость, рискует по истечении срока контракта автоматически лишиться работы. Если же кто-то все же возмутится, «правоохранительные структуры быстро наведут порядок», отмечает Соснов.
Таким образом, резюмирует эксперт, при существующей власти и командно-административной системе в государстве и на производстве в лучшую сторону ситуация в сфере охраны труда не изменится.
Елена СПАСЮК, Владимир ЛАПЦЕВИЧ