«Мы живы, пока нас помнят»

Источник материала:  

Белорусское государственное объединение ветеранов отметило 25-летие.

У Михаила Дмитриевича со времен войны остался только солдатский ремень – с длинной летной из грубой коричневой кожи и потемневшей от времени латунной пряжкой, на которой уже с трудом угадываются очертания пятиконечной звезды с выбитыми посередине серпом и молотом. А еще – километры воспоминаний, которых бы с лихвой хватило на целый многотомник. Он до сих пор отлично помнит, как в свои неполные четырнадцать, направляясь в эвакуацию, прошел пешком от Минска до Тамбова. И как, попав в артиллерию, мучительно привыкал к звуку пушечных выстрелов, похожих на раскаты грома, только умноженные в сто раз. И как в студенчестве еще долго носил пиджак, перешитый из своей солдатской гимнастерки… Сегодня МихаилЖуковский, первый заместитель председателя Белорусского государственного объединения ветеранов, охотно рассказывает обо всем этом студентам и школьникам, потому что верит, что чем больше они будут знать о той далекой войне, тем проще им будет отличить правду от вымысла, достоверные данные – от фальсификации. «Меня особенно возмущает, когда некоторые европейские историки называют Великую Отечественную войну германо-советской, – рассказывает Михаил Дмитриевич. – Получается, что они как будто ставят нас на одну ступень, не разбирая, кто агрессор, а кто – жертва».

«Мы живы, пока нас помнят»В своей организации он уже старожил: двадцать пять лет назад Михаил Дмитриевич возглавил только появившееся Минское городское объединение ветеранов. В те времена его состав был поистине звездным – здесь и знаменитые летчики, и танкисты, и даже ЕленаМазаник с МариейОсиповой, стараниями которых взлетел на воздух гауляйтер Кубе.

По словам моего собеседника, в те времена работа организации была не слишком разнообразной: здесь просто брали шефство над одинокими ветеранами, которые, не имея здоровья стоять в «перестроечных» очередях, зачастую вообще оставались без продуктов. Со временем к этому стали добавляться новые направления, причем каждый белорусский регион славится чем-то своим. К примеру, в Гродно постоянно проходят научно-практические конференции, где студенты берут за основу своих докладов военные события, а приглашенные в зал свидетели тех лет поправляют их, вносят ценные замечания. Витебск знаменит поисковыми работами: только за последние годы стараниями местных энтузиастов было установлено 30 тысяч имен погибших солдат и офицеров. А могилевская молодежь заработала на субботниках кругленькую сумму и купила на нее трактор и оросительные установки, которые передала администрации Буйничского поля. И это не говоря уже о том, что во всех регионах активисты первичек строго следят за тем, чтобы могилки погибших были ухожены, а ныне живущие ветераны ни в чем не нуждались и чувствовали себя важными и нужными. «Скажу вам по секрету, что самая большая беда для ветерана – это даже не севшее зрение и не скачущее давление, а невнимание, – признается Михаил Дмитриевич. – Это самое страшное, когда в День победы ты не получаешь ни одной открыточки, ни одной гвоздички. В наших кругах даже ходит пословица: «Ветеран жив, пока его помнят».

Виктория КРУПЕНЬКОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН» 

←Районная комиссия по борьбе с пьянством предлагает ограничить продажу спиртного в Рогачеве

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика