Белорусская действительность: покупаем меньше, ремонтируем больше
23.03.2012 16:07
—
Новости Общества
Белорусская действительность: покупаем меньше, ремонтируем больше
Объем бытовых услуг на одного жителя Беларуси в 2011 году по отношению к 2010-му вырос на 13%. На прачечные, обслуживание в парикмахерских и т.п. каждый житель нашей страны за прошлый год потратил почти 360 тыс. рублей. Какое место среди услуг занимает ремонт?
Самое, что ни на есть значительное. Прирост к прошлому году, по данным Национального статистического комитета, дал ремонт почти всех групп изделий. Самый большой — у ремонта бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры (+21,7%). Неужели стиральные машины, пылесосы, утюги, которые белорусы так активно покупали по старым ценам, незамедлительно ломались? На 12,8% в 2011-м по отношению к 2010-му году мы стали больше пользоваться услугами по ремонту транспортных средств (наверняка сказалась массовая закупка бэушных автомобилей).
Прирост в 18,9% дали услуги по ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий. Повышение спроса в этой группе было в два раза больше чем на услуги по ремонту и пошиву швейных изделий (притом, что Белстат включил в последнюю категорию еще и меховые, кожаные вещи) — 9,2%.
Последние данные немного удивляют. Разве трикотажные вещи вообще целесообразно ремонтировать? Они редко расходится по шву, но скорее появляются дыры в полотне. Оказывается, прорехи в трикотаже латают, и изделие приобретает почти новый вид. Индивидуальный предприниматель Дмитрий Василевский, который оказывает целый комплекс услуг по ремонту, объясняет меньший прирост на ремонт швейных изделий в сравнении с трикотажными так: "То, что разошлось по шву, ну и вообще многое из швейных изделий, можно починить и самому. С вязаными вещами сам человек намается, а покупать новую нет средств, вот и несет в мастерскую. Нам сегодня вообще несут то, что посложнее — починить собственноручно не удастся".
Действительно, многие готовы ради экономии сами зашить дырочки и разлезшиеся швы. У меня есть знакомые, которые последние десять лет не доставали швейные машинки, а сегодня штопают пододеяльники, подшивают платья. А подруга даже научилась обновлять облезший цвет старых вещей, правда вместо химчистки красит их дома. Черные, зеленые, серые красители покупает в хозяйственном отделе универмага.
О том, что наш человек—умелец, и обувь сам себе чинит, говорила на пресс-конференции, посвященной бытовым услугам и заместитель министра торговли Ирина Наркевич. Но, все равно, "ремонт кожаных изделий в мастерских — услуга очень востребованная. В связи с кризисом, многие не могли купить себе новые вещи, доставали старые — ремонтники были завалены обувью и сумками". Сегодня в обуви можно не только поменять замки, каблуки, набойки. Есть услуги по реставрации кожаных изделий — это полное восстановление вещи. Даже дыры можно залатать с помощью жидкой кожи.
Ремонтировать можно все что угодно. Мастерские предлагают (а раз предлагают, значит, и спрос есть) такие услуги, что порой диву даешься: замена подошвы, ремонт валяной обуви, восстановление кожи на изношенных участках, снятие пилинга с одежды...
"С нынешними ценами дешевле не покупать, а отремонтировать даже изношенные вещи, — говорит Дмитрий Василевский. — Сейчас много случаев, когда приносят обувь, порванную во многих местах. Плюс требуется замена подошвы, молнии. Казалось бы, проще купить новую пару. Многие как послушают, что нужно сделать с ботинками, сразу отправляются в магазин, на рынок. А потом опять к нам возвращаются. Оказывается, выгоднее ремонтировать".
Действительно, цены на некоторые непродовольственные товары в 2011 году выросли гораздо сильнее (в целом по этой группе товаров рост составил 112%), чем на бытовые услуги (от 30 до 100%).
Как ремонтники выживают с такими низкими тарифами? Ведь, нужно закупать материалы, стоимость которых тоже росла, платить за электроэнергию и т.д.
"Квартиру не построишь, новую машину купить нереально, — рассказывает владелец одной из минских мастерских, — Но прожить можно. В отличие от других сфер, у ремонтников и в кризис есть работа". А вот что касается ремонта обуви, цены на который сдерживаются, владельцы точек пессимистичны: если ситуация не поменяется, они перестанут оказывать эту услугу. Мол, чинить обувь сейчас совсем не выгодно.
Хоть, в общем, спрос на услуги по ремонту, в связи с кризисом и повысился, есть и обратные примеры.
Как рассказывают специалисты, совсем перестали обращаться с часами. "Даже с заменой батареек. Вроде, как сегодня у всех есть мобильники, но до кризиса спрос был". Нечасто приходят и с очками. Спрос уменьшился за счет того, что в ремонт совсем не несут солнцезащитные. Еще пример: настоящей проблемой для швейных ателье стало то, что люди не приносят укорачивать брюки. "Раньше это была одна из наиболее востребованных услуг. Сегодня брюк несут мало, наверное, не покупают"— рассказывает сотрудник ателье.
Получается, покупаем меньше, ремонтируем больше. Но все, что можно, чиним сами. Такая вот белорусская действительность.