«Самое лучшее вложение – инвестиции в своих детей»
В школьные годы Виктория Сташелевская мечтала о прикладной математике и хотела поступать в Ленинградский пединститут. Но мама не решилась отпустить любимую дочь так далеко, и Вика осталась учиться в родном городе — в Мозырском государственном педагогическом тогда еще институте имени Н.К. Крупской. Учебную практику проходила в школе № 11 г. Мозыря, а на пятом курсе влилась в педагогический коллектив.
— Уроки по своей профессии я получала у заслуженного учителя Республики Беларусь Валентины Миновны Прохоренко, — вспоминает Виктория Эдуардовна. — Это очень интересный человек и грамотный педагог. У нее научилась, как подбирать ключик к каждому ребенку, как работать с родителями, чтобы общими усилиями получить высокий результат. В школе очень хороший коллектив, спокойная здоровая обстановка, где каждый помогает и поддерживает друг друга.
Может быть, поэтому два десятка лет работы в школе пролетели для нее как одно мгновение. Нынешний 3-й класс — уже шестой выпуск Виктории Эдуардовны. Даже те, кто давно окончил среднюю школу, трепетно хранят воспоминания о своей первой учительнице. Некоторые до сих пор приходят к ней за советом, а то и просто, чтобы поделиться своим самым сокровенным.
Виктория Сташелевская даже спустя годы не потеряла педагогического вдохновения, не стала безразличной к детям, равнодушной к работе. Она убеждена, что уроки в начальных классах должны быть интересными и увлекательными для малышей, только тогда можно добиться хороших результатов.
— Дети разные, не похожие друг на друга, и поэтому все зависит от того, как ты сможешь влиться в их среду, как сумеешь понять каждого ребенка, — рассуждает она. — От этого зависит успех учителя. Мне очень интересно общаться с ними, так как они требуют от тебя гораздо большего, чем ты сам ждешь от себя...
Кроме основных уроков, Виктория Эдуардовна ведет факультативы, организовывает поездки по интересным местам, экскурсии по Беларуси. Большая часть ее жизни проходит с детьми.
— Главное в работе учителя — выявить природные способности ребенка. Не нравится математика — есть другие интересы и увлечения, которые я стараюсь развивать и на уроках, и на факультативах. Чтобы образовательный процесс был более распространенным, нужны не только уроки. Я хочу, чтобы дети как можно больше нового и интересного могли узнать о своей стране. С каждым классом мы побывали в Брестской крепости, Беловежской пуще, во Дворце Румянцевых и Паскевичей в Гомеле, в задумках — посещение Мирского и Несвижского замков... Для ребят каждая поездка — это открытие. И самое главное, что родители откликаются на все мои идеи и предложения. Они понимают, что самое хорошее материальное вложение — инвестиции в своих детей. Чтобы поддерживать с ними связь, организовываем для родителей день открытых дверей, проводим совместные мероприятия, экскурсии, походы. Делаем все, чтобы детство их малышей было по-настоящему счастливым.
Примечательно и то, что, имея огромный опыт работы в начальных классах, Виктория Сташелевская стремится передать свои знания и навыки молодым педагогам. Ее статьи, разработки уроков входят в методические сборники, которые издавались в институте развития в Гомеле и в академии последипломного образования. Вместе с другими представителями республиканского клуба «Хрустальный журавль» Виктория Эдуардовна ездит по республике с уроками, где дает мастер-классы для начинающих учителей, обменивается мнениями с другими педагогами. Она побывала уже в Ганцевичах и Дрогичине, в гимназии № 1 Витебска, иных регионах нашей страны, а также в составе районного клуба «Педагог года» посещает школы Мозырского района.
— Учитель должен свободно ориентироваться в том многообразии методических комплексов, методов, приемов, которые существуют сейчас в образовательном процессе, — считает она. — И уметь выбрать из всего предложенного то, что приемлемо ему, чтобы не утонуть в океане наработок и новшеств, появляющихся в учебно-воспитательном процессе.
К своим победам и успехам относится философски:
— Работа учителя — это совместная работа детей, родителей и учителей. И как учитель сможет организовать эту коллективную работу, таким будет и результат. Доброжелательность, отзывчивость, гибкость, коллективизм — они должны быть присущи каждому учителю.
Прощаясь с Викторией Эдуардовной, подумала, что ребятишкам 3 «А» с первой учительницей просто повезло. Каждый день они ждут от нее чего-то нового и интересного, и их ожидания всегда оправдываются.
Наталья ВАКУЛИЧ, «БН»
Фото из домашнего архива
МНЕНИЕ
Начальник отдела образования Мозырского райисполкома Любовь КЛЕПЧУКОВА:
— Виктория Эдуардовна — талантливый, творческий учитель, выделяющийся из общего числа педагогических работников своей необычайной живостью, энергией, пытливостью и всеобъемлющей любовью к детям и профессии. С первых шагов своей работы в школе она прислушивалась к советам опытных педагогов, брала от них для себя все самое лучшее. Это очень грамотный учитель, и мне, безусловно, хотелось бы, чтобы таких педагогов было как можно больше.