Кадровый голод вынудит государство вспомнить о пенсионерах
В Беларуси более полумиллиона пенсионеров, каждый пятый, продолжают работать. Многие из них несут трудовую вахту не от хорошей жизни. Вместе с тем, достижение пенсионного возраста не должно означать автоматического исключения человека из экономических процессов. Более того, как считают эксперты, ресурс пенсионеров в нашей стране в полной мере не используется.
С такой позицией, в принципе, согласно и Министерства труда и социальной защиты. «Любое государство заинтересовано в том, чтобы его граждане трудились, если они не утратили трудоспособность», — отметила замминистра Валентина Королева в ходе онлайн-конференции на сайте БЕЛТА.
Однако для работающих пенсионеров существует ограничение по размеру пенсии. Если пенсионный коэффициент больше 1,3, он уменьшается до этого значения и производится перерасчет пенсий. Такое ограничение, по словам замминистра, сохранится и в дальнейшем.
«Однако независимо от различий и субъективности мнений граждан пенсия по своей социальной природе является компенсацией утраченного заработка (дохода) в связи с нетрудоспособностью (старость, инвалидность) или потерей кормильца, — сказала Валентина Королева. — Поэтому обоснованно в период работы пенсия не должна выплачиваться в полном объеме».
Характерно, что, несмотря на кризис и ухудшение экономического самочувствия большинства белорусов, количество работающих пенсионеров не увеличилось. Пять лет назад, в 2007 году, продолжал работать также каждый пятый пенсионер — 523,5 тыс. из 2,5 млн. человек.
«Число пенсионеров на рынке труда не увеличивается, поскольку возможностей для трудоустройства больше не становится», — отметила в комментарии для Naviny.by экономист Наталья Прокофьева.
Кадровый потенциал пенсионеров может быть востребован в ближайшем будущем
Как считает эксперт, в нашей демографической ситуации рынок труда не должен сбрасывать со счетов ресурс пенсионеров: «Пенсионеры — это золотой фонд страны, который используется на 10-15%. Основная активность пенсионеров приходится на возраст до 70 лет».
Кадровый потенциал пенсионеров не стоит недооценивать, так как в ближайшем будущем он может быть востребован. По прогнозам специалистов, нашу страну ждет кадровый голод. Это связано с миграцией трудовых ресурсов и старанием населения.
Отток кадров за рубеж происходит как раз среди трудоспособного населения, которое по определению является более мобильным и активным, подчеркнула Наталья Прокофьева. Таким образом, потенциал пенсионеров стоит учитывать для восполнения кадрового дефицита.
На момент переписи 2009 года на 1 тысячу человек трудоспособного возраста приходилось 624 человека в нетрудоспособном возрасте. В 1970 году этот показатель составлял 894, в 1979-м — 718, в 1989-м — 786, в 1999-м — 746. В Беларуси достаточно высокая доля населения в трудоспособном возрасте — 5 млн. 853 тыс. человек, или 62% жителей страны. Однако вследствие сокращения детского населения (в 1970 году на 1000 жителей в трудоспособном возрасте приходилось 586 детей до 16 лет, в 2000-м — 356, а на начало 2011 года — 261 ребенок) и низкой рождаемостью (коэффициент 1,4) специалисты прогнозируют увеличение пенсионной нагрузки на работающих.
Таким образом, отмечает Наталья Прокофьева, уже сейчас необходимо задумываться над тем, как вернуть пожилых на рынок труда. Экономист подчеркнула, что процесс постиндустриализации ведет к активному развитию сферы услуг. Это означает, что при развитии общества в этом направлении все меньше будет востребован физический труд, который в силу объективных причин для пожилых очень тяжел. А вот в сфере услуг возрастная планка работающих будет подниматься.
К слову, по международным методикам пожилыми считаются люди старше 65 лет, тогда как в Беларуси женщины становятся пенсионерками в 55 лет, мужчины — в 60 лет: «По международным стандартам, Беларусь — не старая страна. По сравнению с Европой, мы еще молодые, хотя у нас и много пенсионеров».
Резервы для привлечения пожилых огромны
Как считает Наталья Прокофьева, в социальной сфере и в сфере услуг существует немало свободных ниш, где с успехом могли бы себя найти желающие работать пенсионеры.
Можно, например, подумать, как объединить потенциалы двух поколений — детей, которые нуждаются в помощи, и бабушек-дедушек, готовых помочь. «Это было бы для страны огромной находкой, — отмечает экономист. — В Японии, например, активно используют пожилых для ухода за детьми. Речь идет о том, чтобы заниматься с детьми в различных кружках. Огромное количество людей могли бы найти здесь общение и самореализацию».
Наталья Прокофьева считает неверным мнение, что пожилые работники не дают молодым двигаться по карьерной лестнице: «Работники пенсионного возраста и молодые не являются взаимозаменяемыми. То, что способен делать пожилой, не всегда может делать молодой и наоборот. На мой взгляд, необходимо давать возможность проявить себя в руководстве молодым, а вот экспертный уровень доверять пожилым работникам. Не секрет, что врачи, преподаватели с возрастом, наоборот, приобретают, а не теряют».
Для многих пенсионеров работа является значимой не только как средство для существования, подчеркнула Наталья Прокофьева: «Не секрет, что после ухода с работы пенсионеры болеют, у них начинаются различные психологические проблемы, в результате сокращается продолжительность жизни».
Елена СПАСЮК