Женщины в правительствах: "украшение" мужчин или их конкурент?

Источник материала:  
08.03.2012 13:36 — Новости Общества

Женщины в правительствах: "украшение" мужчин или их конкурент?

  • Екатерина Синюк, TUT.BY

Женщины в правительствах: "украшение" мужчин или их конкурент?
Не все разделяют мнение председателя ЦИК Лидии Ермошиной о том, что дело женщины – варить борщ. Современные мировые тенденции уже давно говорят об обратном: женщины могут руководить наравне с мужчинами. Далеко ходить не надо – в соседней Литве женщина руководит страной уже более двух лет, для Франции половина мест в правительстве у женщин - нормальная практика, а в некоторых странах женщины даже руководят силовыми структурами.

"В бизнесе нет мужчин и женщин - есть деловые партнеры"

У англичан есть поговорка: "В бизнесе нет мужчин и женщин - есть деловые партнеры". Эксперты в области гендерного права отмечают, что к такому же принципу стремятся многие страны и в сфере государственного управления. Глобальную политику в продвижении идей равенства, в том числе и на государственных постах, ведет Организация объединенных наций (ООН). Ведь участие женщин, по мнению экспертов ООН, ведет к принятию более прогрессивных законов.
 
На протяжении ХХ ст. правительства большинства стран признали существование разных форм дискриминации относительно женщин и обязались принимать специальные меры относительно их устранения. По последним данным, 185 стран ратифицировали Конвенцию по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW), 120 стран осуществляют свои национальные планы действий в области гендерного равенства, более 95 стран ввели квоты в целях повышения представленности женщин в парламентах.

Беларусь также ратифицировала ряд международных документов относительно обеспечения гендерного равенства и преодоления дискриминации по признаку пола. Раз в пятилетку у нас утверждаются национальные планы действий по обеспечению гендерного равенства, которые, подчёркивают в Минтруда, направлены на обеспечение условий равного участия мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности. Однако на практике и в быту “лейтмоитив борща” все же доминирует: женщин на руководящих постах у нас действительно мало. "53% населения страны составляют женщины, однако около 87% руководителей высшего звена в структурах госуправления являются мужчины", - отмечает руководитель проекта "Гендерный маршрут" Ирина Соломатина.
 
Так, в белорусском правительстве всего одна женщина - министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина. Еще один важный государственный пост занимает Надежда Ермакова, еще недавно возглавлявшая “Беларусбанк”, а летом прошлого года ставшая руководителем Национального банка. Лидия Ермошина возглавляет Центральную избирательную комиссию с конца 1996 года. Наталья Петкевич за 10 лет прошла путь от пресс-секретаря президента до первого замглавы Администрации главы государства. А с сентября прошлого является одним из помощников главы государства. Надежда Котковец и Лилия Ананич, видимо, в глубине души мечтают стать министрами. Хотя, возможно, им и не надоело почти 10 лет быть заместителями министра. Вот такой небогатый перечень женщин-руководителей органов госуправления в Беларуси получается. 
 
Сегодня лишь в 10% стран главы государств и правительств – женщины

Согласно последним данным ООН, сегодня лишь в 10% стран главы государств и правительств – женщины. Лишь в 28 странах мира женщины составляют, по крайней мере, 30% депутатов парламентов. Больше всего женщин сегодня в парламентах скандинавских стран и Кубы (40-45%). В России женщины составляют лишь 11% законодателей, в США – 17%. Первенство по числу женщин, занимающих министерские посты, принадлежит Финляндии – там 63% Кабинета министров составляют женщины. В Норвегии и Испании женщины занимают более половины кресел в правительстве (по 53%). В России 17% министров – женщины; в США – 33%.
 
При этом на самых высоких руководящих постах, начиная с 1960-го года, женщины были в 61-й стране мира. Среди них – Индия, Израиль, Аргентина, Великобритания, Литва, Латвия, Украина, Швейцария, Финляндия, Бангладеш и даже Южная Корея. Кстати, именно в 1960-м году впервые на пост премьер – министра была назначена Сиримаво Бандаранаике (Шри-Ланка).
 
Наиболее "продвинутой" в историческом плане оказалась Швейцария. В этой стране женщина на высокий пост выбиралась 5 раз: в прошлом году президентом в этой стране снова стала женщина И в 2012 –м (вот такие частые выборы:) – женщина. Правда, стоит обозначить: в Швейцарии президент не является главой государства, поскольку функции главы государства выполняют коллективно все члены Федерального совета.
 
В числе стран, где наиболее часто на "высоких" постах трудились женщины – Индия (дважды женщина становилась премьер-министром), Аргентина (оба раза президенты), Исландия (президент и премьер-министр), Норвегия (трижды премьер-министр), Канада (дважды генерал-губернатор и один раз – премьер-министр), Пакистан (дважды премьер-министр), Литва (премьер-министр и президент – Даля Грибаускайте, которая управляет страной до сих пор), Ирландия (дважды президент).
 
На "высоких" постах женщины работали также в Бангладеш (4 раза премьер-министром была женщина), Новой Зеландии (дважды премьер-министр), Финляндии (президент и премьер-министр), Южной Корее(дважды премьер-министр) и Сан- Марино (один раз - глава Государственного конгресса, второй - капитан-регент). Кстати, в октябре прошлого года правительство Дании впервые возглавила женщина - лидер социал-демократов Хелле Торнинг-Шмидт.
 
Тем не менее, женщины даже в правительствах стран ЕС представлены непропорционально, отмечает Ирина Соломатина.
 
Например, в Испании с приходом в 2008 году к власти нового правительства вроде как был взят курс "обеспечение равенства полов". В доказательство министром обороны впервые стала женщина - 37-летняя Карме Чакон. Тогда же из 17 министров кабинета Сапатеро девять - женщины. Однако после смены правительства в 2011 году в правительстве Испании осталось лишь 4 женщины, что, как неоднократно отмечали эксперты, "идет в разрез с принятым социалистами и соблюдавшимся ими законом о равном представительстве мужчин и женщин в руководящих органах государства".
 
К примеру, в правительстве долгое время бессменного Сильвио Берлускони в Италии было 3-4 женщины, его обвиняли в "мачизме", поскольку вечно молодящийся "кавальере" не скрывал, что для него, как традиционного южного мужчины, женщина - это украшение. А вот пришедший в правительство в прошлом году Марио Монти "набрал" лишь три женщины. Так, Министерство юстиции Италии возглавила Паола Северино, главой МВД была назначена Анна Мария Канчелльери, а Эльса Форнеро стала новым министром труда и общественной политики.
 
Во Франции должность министра юстиции до недавнего времени занимала модница Рашида Дати, блистающая нарядами в салонах Dior на Вандомской площади, и, как ее называли в народе, хозяйка французских тюрем. При этом самым красивым женщиной-политиком неоднократно называли итальянку Марью Карфанью, которая до 2011 была по вопросам равных возможностей. Марья - в прошлом фотомодель и телеведущая.
 
Квота для женщин – всё равно дискриминация?

По словам Соломатиной, во многих странах, которые подписали Конценцию ООН, действует принцип "позитивной дискриминации" - когда административным путём вводится определённая квота на присутствие женщин на руководящих постах.
 
Похожую квоту, кстати, ввёл и Александр Лукашенко – только для парламента, где, на его взгляд, должно быть 30% женщин. Поэтому в Национальном собрании Беларуси находятся 54 женщины (19 женщин-депутатов в Совете Республики и 35 женщин в Палате представителей) и 114 мужчин (39 и 75 соответственно).

Согласно последним данным международной организации "Грант Торнтон Интернешнл", Беларусь в рейтинге стран по наличию женщин в парламенте – на 24-м месте с показателем 31,8%. Для сравнения, в Руанде этот процент 58,3%, в Андорре – 50%, в Швеции – 44,7%. По нулям – в Исландии, Саудовской Арабии и т.д.

Однако квотирование существует и в развитых странах. Например, в Швеции квота в 50% закреплена законодательно. Ирина Соломатина отмечает, что другой, похожей на Швецию, страны нет – там у государства ведется "яркая" политика феменизма.
 
Однако, введение квот для женщин в органах законодательной или исполнительной власти - это и есть дискриминация, считают эксперты. Например, представители ООН, приезжавшие в прошлом году в Минск, отмечали: квота должна быть 50%, а то и больше. Такая квота, надо заметить, и рекомендована государствам в идеале. Мол, откуда берутся 15% (как в Бангладеше) или 1/3 (как в Индии) - не очень понятно. "Страны Скандинавии, Германия (сразу припоминаем Ангелу Меркель) и другие европейские страны (например, Литва) активно стимулировали разными способами продвижение женщин в политику в конце ХХ века, и прекрасно живут сейчас", - отмечали тогда эксперты ООН. Правда, эксперты в области гендерного права неоднократно подчеркивали: введение квот для женщин в органах законодательной или исполнительной власти - это и есть дискриминация…
 
Кстати, двигателем "прогресса" в развитых странах в сфере госуправления женщинами во многом являются… сами женщины. Эксперты связывают это с начавшимся в 21-м веке всплеском феменизма по всей Европе. Например, в Бразилии женщины оказались до того "сильными", что, поговаривают, в августе прошлого года "ушли" в отставку министра обороны Нельсона Жобима.
←Forbes: самый богатый землянин — Карлос Слим

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика