НЕСУЩИЙ БЛАГОДАТЬ

Источник материала:  
НЕСУЩИЙ БЛАГОДАТЬ

Его мирская жизнь должна была стать особенной. Ведь необычное случилось еще до его рождения. Однажды в воскресенье его беременная мать вместе с другими женщинами стояла в притворе. Было тихо. Когда должны были приступить к чтению святого Евангелия, будущий младенец неожиданно стал кричать в утробе матери. Многие ужаснулись от этого крика — преславного чуда, совершившегося с этим младенцем. И когда стали петь херувимскую песню, младенец внезапно вторично закричал в утробе. Когда же иерей провозгласил: «Вонмем, святая святым», — младенец закричал так, что всем стало ясно: это чудо. Мать же его упала от страха и, ужаснувшись в великом трепете, начала тихо плакать. Она не знала, что ее ждет.

Великое время

Время Сергия Радонежского — время возрождения Руси. Русь до Сергия Радонежского и после него — две совершенно разные страны.
В Ростове Великом в обедневшей семье бояр Кирилла и Марии родился мальчик. Его назвали Варфоломеем, что в переводе означает «сын радости».
Мальчик рос. Родители отдали его вместе с братьями учиться. Братья учились успешно, а вот Варфоломею учеба не давалась. Особенно чтение. До тех пор, пока судьбу его не изменила неожиданная встреча. Однажды Варфоломей искал в лесу отбившихся от табуна коней и встретил старца в черном монашеском одеянии. Старец поговорил с отроком, узнал о его проблемах и обещал за него молиться. Варфоломей поклонился старцу и пригласил его в дом родителей. От угощения гость отказался, сказав при этом, что сначала нужно вкусить пищи духовной. Дав Варфоломею Псалтырь, велел читать псалом. Мальчик начал отказываться, сказав, что не умеет читать. Но старец настоял на своем. И случилось чудо! Варфоломей стал читать, спокойно и внятно. Ему от Бога дана была книжная мудрость!
...Постоянные татарские набеги разоряли Ростов. Вскоре и семье Варфоломея пришлось перебраться в Радонеж. Варфоломей просил отца и мать не брать его с собой, а отпустить в монашество. Но те удержали — ведь некому было больше досмотреть их в старости. Сыновья Петр и Стефан женились. Вся надежда была только на Варфоломея.
Перед смертью родители Варфоломея приняли постриг и стали монахами. Сын оставался с ними до самого конца. Похоронив стариков, вместе с братом Стефаном, ставшим к тому времени вдовцом, отправился в леса искать место для пустынножительства. Много где довелось им побывать, пока не остановились на опушке, понравившейся им обоим. Сотворив молитву, стали рубить деревья, построили шалаш, а потом и малый храм. Этот малый храм со временем стал Троице-Сергиевой лаврой в Подмосковье. Сегодня все говорят об этих местах коротко и ясно: благодатные.
Брат недолго прожил с Варфоломеем и вскоре ушел в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей позвал в пустынь старца Митрофана и принял постриг с именем Сергий. Так начался монашеский подвиг Преподобного Сергия Радонежского.
Преподобный рассказывал своим ученикам, как однажды ночью расступились стены церкви и вошел сатана с полком бесовским. С криками и шумом стали они разорять церковь. Преподобный начал читать молитву, и бесы исчезли.
Один поселянин, живший недалеко от монастыря Сергия, принес в келью к нему своего больного сына. Пока он говорил с Преподобным, ребенок умер. Потрясенный отец стал винить Преподобного: «Я шел к тебе, верил, думал, что ты сможешь помочь. Лучше бы он умер дома». Сергий стал на молитву и вымолил мальчика! «Твой сын не умер, он просто уснул», — сказал он. Отец ребенка упал на колени перед Сергием, но тот произнес: «Это не я, это Бог сотворил чудо воскресения».

Признание

Узнав о подвигах Преподобного Сергия, константинопольский патриарх Филофей прислал старцу в дар крест, параман, схиму, а также грамоту с благословением устроить из обители общинножитие.
Преподобный поучал братию не только словом, но и своим примером. Сам рубил дрова, жито молол, хлеба пек, шил одежду и обувь. Из источника носил воду на гору, ставил ее братьям возле каждой кельи в двух водоносах. Трудился, как купленный раб, замечает Блаженный Епифаний, автор Первого Жития.
Когда монастырь был благоустроен, из Москвы неожиданно вернулся брат Стефан. Будучи старшим братом, он желал властвовать. В один из субботних вечеров, когда шло богослужение, Сергий служил в алтаре. Стефан, стоя на клиросе, увидел в руках одного из монахов свою книгу. «Откуда у тебя эта книга, кто тебе ее дал?» — спросил он. «Игумен», — ответил монах. «Кто здесь игумен?» — громко, чтобы все слышали, вопросил Стефан. Все промолчали. А когда закончилась вечерня, Сергий незамеченным вышел из ворот и ушел из монастыря.
Сергий снова обошел много земель. Он выбрал место в глухом лесу и основал Благовещенский Киржачский монастырь. Прожил в нем много лет, пока снова не вернулся в монастырь Святой Троицы.
Однажды глубоким вечером Преподобный молился о братии монастыря. Вдруг он услышал зовущий голос. Открыв оконце в келье, увидел много птиц, которые наполнили не только весь монастырь, но и летали вокруг Преподобного. Голос сказал: «Как видишь ты этих птиц, так умножится стадо учеников твоих». Как из зерна вырастает много зерен, так из Сергиева монастыря пошло по Руси множество обителей.
Спасо-Андроников монастырь в Москве — это еще одно напоминание о Сергии. Когда Сергий передал лучшего своего ученика Первосвятителю, они вместе с Андроником поехали в Москву. И на реке Яузе был выстроен храм во имя Спаса Нерукотворного.Там же появился общежитейный монастырь. В эти же годы были построены Чудов, Сретенский, Воскресенский монастыри в Москве, на севере — Соловецкий и Валаамский. А всего за два века на Руси было возведено около двухсот монастырей.

Ощущение чуда

Круглый год идут паломники, чтобы поклониться святым мощам Сергия. Когда меняли одеяние на мощах Преподобного Сергия, то увидели, что обувь на его стопах стерта. И это чудо повторяется ежегодно.
Духовным сподвижником и собеседником Сергия был глава русской церкви митрополит киевский Алексий. Он родился в богатой боярской семье. Его крестным отцом был московский князь Иван Калита. Но Алексий с детства мечтал о монашеской жизни. Своим преемником на митрополичьей кафедре Алексий видел только Сергия. Но смиренный старец отказался.
Продолжая традицию святого Александра Невского, митрополит Алексий оберегал русскую землю, укреплял мир с Ордой. Когда ослепла жена хана Джанибека Тейдула, хан прислал Алексию послание: «Да испросит главный русский поп здравия моей супруге». Нужно было ехать. Святитель перед отъездом отслужил молебен в Успенском соборе в Москве. Во время молебна случилось чудо — у гроба митрополита Петра зажглась свеча. Сама! Святитель надломил чудотворную свечу, части раздал прихожанам, а с частью свечи отправился в путь. В Орде после молебна и окропления святой водой ханша прозрела. И была ханом подписана грамота о свободе русского духовенства от поборов и дани.
Внука Ивана Калиты, великого князя Дмитрия, святитель Алексий воспитывал еще с младенчества. Орда к этому времени ослабла, искала союзников в среде русских князей, а потому налево и направо раздавала ярлыки на княжество. Опираясь на авторитет митрополита, Дмитрий отвергал эти ярлыки. С него и началось новое собирание Руси.

Андрей Рублев
Святую Троицу Сергий созерцал в своем сознании. О ней беседовал со своим ближайшим учеником Никоном. И через Никона это созерцание дошло до Андрея Рублева.
Мы точно не знаем, когда и где родился Андрей Рублев, когда он умер. Работ своих он не подписывал. Считал себя только инструментом в руках Божьих. Но несколько дошедших до нас его творений изменили иконописную традицию православия. И Страшный Суд у него — это не мрачное событие, а торжество справедливости, а святая Троица — с жертвенной чашей посредине, символом Христовой жертвы — пронизана гармонией жизни и мира. Рублев стал символом эпохи возрождения Руси. И таким он останется навсегда.

Поле Куликово

С Красного холма (Тульская область) на восходе солнца в тумане Мамай увидел русские полки. Ратники стояли в боевых порядках. Численность войска была велика для того времени. Перед походом Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и воинов, шедших с ним, послав с ними двух своих монахов — Пересвета и Ослябю — для воодушевления ратников и личного примера в бою.
Во время битвы во всех русских храмах возносились молебны о победе русского воинства. Не выходила из храма великая княгиня Евдокия. Молился митрополит Киприан. Сергий Радонежский вместе с братией пребывал на молитве в Троицком монастыре. Татар гнали до речки Красная Меча и овладели всех их станом. Две трети русского воинства погибло. Через столько лет народ, дрожавший от одного упоминания о татарине, вдруг встал и пошел на своего поработителя. На подвиг Дмитрия благословил Сергий Радонежский.
Восемь дней оставшиеся в живых хоронили погибших. На месте братской могилы выстроен храм Рождества Богородицы.


Игорь КОЗЛОВ
←Много продали и не прогадали

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика