Тентовые МТФ. Очередная зимовка в солдатских палатках

Источник материала:  
БЫЛО это в сильные морозы, не так давно окутавшие Беларусь. Напомним, о бедовой зимней жизни дойного стада «Новоселок» «БН» рассказывала еще в мае 2011-го. Голландско-белорусским чудом оказались два огромных шатра, сооруженных в рамках реализации Указа Президента Беларуси № 332 «О строительстве молочно-товарных ферм» и… впечатляющие воспоминания руководителя СПК Александра ВОЩУКА о том, как непросто было пережить зиму. Конечно, присутствовала и озабоченность: что-то с этим надо делать, но что?В поисках ответа на насущный вопрос пребывало и руководство райсельхозпрода. Утеплять?.. Обогревать?.. Кардинального решения так и не нашли, к сожалению. Но председатель хозяйства все же не растерялся и подготовил целый план действий на случай суровой зимовки-2012. Подстраховка пошла на пользу.

«Это беда, а не ферма…»

Такими же словами, что и год назад, говорил на днях с журналистом Александр Николаевич.

— В первые три дня, как ударили морозы, замерзла система навозоудаления. Временно сняли дельта-скрепер, отключили систему, — рассказал председатель. — Завезли в коровники солому на подстил и только так смогли согреть животных. Навоз выталкиваем бульдозерами. Раз в два часа скотники поднимают коров и прогоняют по секциям, чтобы согреться. Постоянно контролируем систему водопоения, было такое, что даже с подогревом поилки замерзали. Поэтому поили коров из корыт прямо на проходах. В рацион добавили шрот и увеличили дозу концентратов до двух килограммов на голову, чтобы у животных сохранялась энергия.

За неделю февральских морозов «Новоселки» потеряли полторы тонны суточного удоя молока — минус почти два килограмма с каждой коровы. Но благодаря насыщению рациона в сумме с другими экстренными мерами к 13 февраля почти восстановили продуктивность дойного стада.

— К следующей зиме обязательно придумаем какую-то систему отопления этих коровников, — решительно настроен Александр Вощук. — Если не получится, просто выбросим дельта-скрепер и будем держать коров на глубокой подстилке. Конечно, делать этого не хочется, потому что ферма утратит проектную технологичность. Но если жизнь заставит, то придется.

Оборудование отоплением двух немаленьких палаток выльется в круглую сумму. Но в любом случае надо думать, как спасать коров и не допустить повторения истории, говорит Александр Вощук.

— Мы же здание другое не построим, — замечает руководитель. — Варианта два: организовать отопление или перевести стадо на глубокую подстилку. Хотя в 2009 году оборудование обошлось хозяйству в 1,5 миллиарда рублей. Просто взять и выбросить его — неправильно. Будем думать, как решать проблему. А уж эту зиму домучаемся.

Такая беда не только в «Новоселках». В ЧСУП «Ляховичское-Агро» картина почти такая же, в том числе отсутствие конька на кровлях и, как следствие, — снег и прочие осадки в коровниках. Почему-то обещанного проектантами завихрения воздушных масс нет. А оно должно было бы препятствовать попаданию осадков в помещение. При этом отсутствие конька не случайно, о чем среди прочего «БН» рассказал директор УП «СоюзИнвестСтрой» Александр Герман.

«Мы создавали фабрику по производству молока»

Этот человек проектирует и строит для сельского хозяйства здания, сооружения, конструкции около 6 лет. Тентовых молочно-товарных ферм построил в Беларуси тоже шесть, и все — в рамках 332-го Указа Президента. Интересна его точка зрения на ситуацию, которую он проблемой не считает. Вернее, видит эту проблему в другом.

— Начну с того, что для коровы комфортная температура — от минус 5 до плюс 10 градусов. Это знают все в мире, и никто с этим не спорит.

— Но в ваших коровниках — минус 20!

— Мы говорим именно о комфортной температуре.

— Естественно! Разве корова даст молоко, если ей будет некомфортно? А ей при минус 20 некомфортно!

— Построить коровник, который бы одинаково хорошо работал 365 дней в году, нереально. А комфорт — понятие растяжимое. Возьмем, к примеру, диапазон температур, который вы указали в материале, опубликованном в мае 2011 года, — от минус 5 до плюс 15 градусов при нормальной влажности. В любую сторону от диапазона — температура некомфортная. А если посмотреть, сколько дней в году по обе его стороны? Теплых и жарких — больше. От «плюса» как корову можно спасти? Практически никак. Есть варианты, но они очень дорогостоящие. А при низких температурах она спасается кормом. Ей все равно — минус 5 или минус 40 градусов. Ей будет комфортно при наличии достаточного количества качественного корма.

— Так это вызовет дополнительные затраты у хозяйств!

— Американцы анализировали рост затрат на корма при содержании коров в минус 20 и даже 40 градусов мороза. В результате — всего плюс 5—7 долларов в год на корову, максимум 18 долларов. Кормов добавляем, и корова себя прекрасно чувствует, и надои не падают. В климатических условиях Беларуси в том числе.

— Александр Николаевич, любой рост затрат для нашего АПК имеет значение. Но даже если пойти на это, климат-то более влажный, чем в той же Канаде, поэтому и к морозам мы более чувствительны. Как с этим быть?

— Американцы изучали вопрос для разных климатических зон. Нормативная влажность для содержания дойного стада — 70 процентов. В Белгороде тоже проводили подобные опыты. С увеличением влажности на каждые 5 процентов корова с годовой продуктивностью около 8 тысяч килограммов молока в день недодавала 1,34 килограмма. Вот что на самом деле создает проблему. Поэтому стараемся убедить наших специалистов разобраться в ситуации и понять, что не столько из-за низкой температуры проблемы, сколько из-за высокой влажности. Поэтому важно обеспечить движение воздуха в коровнике. И здесь есть норматив — скорость ветра не более 1 метра в секунду. Выше — уже сквозняк. Поэтому важно не закрывать наглухо коровники, а, наоборот, приоткрывать: даже зимой опускать шторку на 10 процентов. Если она высотой три метра, то на 30 сантиметров. Ну хотя бы на 20 сантиметров шторка должна быть открыта в любом случае. Даже в самый сильный мороз. А у нас как? Человеку становится холодно — он тут же закрывает все наглухо! Как следствие — резко увеличивается влажность. Кстати, так было в СПК «Грицкевичи», где председатель не позволил нам прорезать конек и сделать отверстие при строительстве зданий. В первую зиму картина была ужасная. Потом мы его все же убедили, что не прав, свозив на другую ферму в Ивановский район. А там сухо было. На следующий день звонит: «Николаевич, пришли хлопцев, нехай мне прорежут дырку»…

— Но ведь есть еще и цена вопроса. В Беларуси тентовая ферма дороже выходит, чем обычная.

— Надо сравнивать сравнимые вещи. Более технологичной конструкции МТФ в стране нет. А в «Пути новом» не понимают сути вопроса. К примеру, «Джон Дир» не доверят плохому механизатору — выберут лучшего. Так и с фермой надо бы поступить.

Нередко наши руководители хозяйств перегибают палку с экономией, в итоге только теряют. К примеру, по проекту в коровнике должна быть нарезка полов. В бывшем «Лясковичи-Агро», сейчас ЧСУП «Ляховичское-Агро», ее не делали. Дельта-скрепер шлифует бетон — коровам скользко. Нарезка при строительстве МТФ в 2009 году стоила около 70 миллионов рублей. В хозяйстве признались, что 9 коров уже сдали на мясо за полтора года. Нетель минимум 2,5 тысячи долларов стоит. То есть 20 тысяч долларов как корова языком слизала. Плюс молоко, которое могли бы получить. А мы ведь изначально доказывали необходимость нарезки. Кроме того, в проекте был разгонный вентилятор. Он нужен летом, когда нет ветра и движения воздуха. Тоже решили сэкономить и не установили. А потом жаловались, что летом проблемы — жарко. Упали надои. Температура в коровниках плюс 35: надо что-то делать. Говорю: смотрите проект.

Словом, мы пытались внедрить фабрики по производству молока. Но не вышло — что поделаешь. А ведь стоимость тентовых МТФ равна стоимости железобетонных зданий. Но при этом — совсем другая технологичность.

«Железобетонный» факт

Как сообщили «БН» в Минсельхозпроде еще в мае 2011-го, однозначной позиции по масштабному применению данных сооружений пока нет. Чтобы ее выработать, ученым нужно минимум год изучать тему, проводить исследования в различных зонах республики в разные сезоны. Что ж, ждать осталось недолго — до мая 2012-го.

А пока, констатирует МСХ, согласно «Временному республиканскому классификатору амортизируемых основных средств и нормативных сроков их службы», утвержденному постановлением Минэкономики от 21.11.2001 года № 186, срок службы предлагаемых ферм — 10 лет. Учитывая, что здания с металлическим каркасом и с ограждающими конструкциями из металлического листа служат 20 лет, а железобетонные — все 40, применение тентовых экономически неэффективно.

Словом, вопросов больше, чем ответов. При этом все участники дискуссии вроде бы по-своему правы. Но факт остается фактом: коровы зимуют в шатрах, мерзнут, теряют продуктивность, увеличиваются затраты на производство молока, снижается эффективность дойного стада, а вместе с этим падает экономическая эффективность вложенных средств, да еще и кредитных, которые пока не возвращены. Дорогостоящее оборудование выбывает из строя как минимум на два месяца в году, явно не оправдывая затраченные на него средства.

Можно допустить, что ошиблись в расчетах проектанты, что руководителям сельхозпредприятий и специалистам действительно не хватает порой опыта. Чтобы исключить любой из факторов, наверное, пора в процесс включиться кому-то третьему и внести ясность: так тентовые МТФ предпочтительнее или железобетонные?

Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»

←«Все дела надо делать вместе»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика