Все жанры хороши, кроме скучных
Средства массовой информации в Поднебесной называют не четвертой властью, но "мягкой силой" - из-за мощного воздействия на умы. |
"Я лучше буду плакать на заднем сиденье "Мерседеса", чем смеяться на велосипеде", - эти слова, произнесенные в одном из реалити-шоу и моментально ставшие крылатыми, сначала потрясли китайское общество, а потом и перевернули китайское телевидение. Средства массовой информации в Поднебесной называют не четвертой властью, но "мягкой силой" - из-за мощного воздействия на умы. Прошедший в октябре 2011 года пленум ЦК КПК был посвящен вопросам культуры и призвал СМИ "вернуться к корням" и делать больше репортажей о жизни простых людей из глубинки. Количество развлекательных программ и реалити-шоу, особенно тех, которые пропагандируют материальные ценности, предложено сократить, а вот новостей и документальных фильмов должно стать больше. С другой стороны, государственные СМИ должны научиться жить без субсидий и конкурировать на равных с коммерческими изданиями и телеканалами. Насколько легко воплотить в жизнь эти решения?
Китайские СМИ часто обвиняют в том, что они слишком идеологизированы и подают информацию односторонне. Но государство решило, что плоха та идеология, которая не продается, и призвало к коммерциализации государственных "рупоров информации". И вот уже орган ЦК КПК, газета "Жэньминь жибао", заявила о намерении разместить акции своего сайта "Жэньминьван" на Шанхайской фондовой бирже. Кстати, сама "Жэньминь жибао" - десятая в мире по ежедневному тиражу, шутка ли сказать: 2,51 млн. экземпляров. С одной стороны - это очень много. С другой - еще 10 лет назад было чуть ли не в пять раз больше. Но потом отменили обязательную подписку и тираж резко упал. "Но в последние годы снова пошел вверх", - заверили меня в редакции.
Китайцы вообще - люди новостей. Они внимательно следят и обсуждают события не только местного и общегосударственного значения, их очень интересует то, что происходит за пределами Поднебесной. Просто в последнее время источников информации стало неизмеримо больше, чем, например, 10 лет назад. Сегодня в Китае почти 500 млн. пользователей интернета, и будущее - за новостями, которые можно прочитать во "всемирной паутине", уверены здесь. Так что решение начать акционирование с сайта "Жэньминьван" (он является отдельным юридическим лицом и выпускает новости на семи языках) - стратегически верное. За акции надеются выручить до 80 млн. долларов и потратить их на улучшение сайта, который пока проигрывает борьбу за читателей популярным негосударственным новостным порталам www.sina.com.cn и www.sohu.com.
Но китайцы - нация не только читающая, но и смотрящая: 95% жителей Поднебесной смотрят телевизор, это самая большая в мире аудитория. Центральное телевидение, которому конкуренты буквально дышат в затылок, тоже заявило о намерении выпустить акции - правда, срок этого события пока не определен, это может случиться как в конце этого года, так и в начале следующего.
Рейтинг и доходы, по мнению Государственного управления по радио, кино и телевидению, больше не могут являться мерилом успеха. Самыми рейтинговыми программами, собиравшими у экранов сотни миллионов зрителей (это Китай, здесь все цифры огромные), долгое время были реалити-шоу Хэнаньского спутникового канала - вроде того, где и прозвучала знаменитая фраза о "Мерседесе" и велосипеде. Чиновники решили, что такие программы неправильно воздействуют на молодые неокрепшие умы, - и вот количество развлекательных программ уже сократили на две трети. Под нож попали программы, аналоги которых успешно идут у нас, да и во всем мире, - вроде "Давай поженимся", "Любовь с первого взгляда", "Фабрика звезд" и им подобные, которые, по мнению китайских чиновников, проповедуют меркантилизм, вульгарность, плохой вкус и "прививают подрастающему поколению неправильные моральные ценности". Так что секс не пройдет, а вот новости приветствуются. Каждому каналу настоятельно рекомендуют создавать программы, которые будут пропагандировать "традиционные добродетели и ключевые социалистические моральные ценности".
Впрочем, нехватка развлекательных программ никак не отражается на доходах от рекламы, по которым Центральное телевидение Китая уверенно опережает даже самых рейтинговых своих коллег. В конце каждого года телеканалы проводят аукционы по продаже рекламного времени в своих программах. Так вот, две самые доходные программы наступившего года - вечерние "Новости" и "Интервью" на ЦТК - собрали по 4 млрд. юаней (почти 636 млн. долларов США) каждая. "Это репутация", - просто объясняет такой коммерческий успех серьезной новостной программы телеведущий Хуан Иннань.
Так что задача перед всеми каналами китайского телевидения стоит непростая: с одной стороны, зарабатывать, с другой - воспитывать. Можно ли их успешно совместить? Поживем - увидим.
Автор публикации: Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ
Фото: РЕЙТЕР