Райсельхозпрод не импортирует... агробизнес
Вот именно: в какой-то, но не более того. Ведь это далеко не тот результат, на который рассчитывали картофелеводы. Не удалось найти покупателя на свой товар — и усилия оказались сведенными к нулю. Потому что скармливание клубней скоту, считает директор Института системных исследований НАН Беларуси Валерий Бельский, не покроет и трети затрат. К тому же использование продовольственного картофеля на фуражные цели само по себе недопустимо.
— Россияне подвели, — объясняет начальник райсельхозпрода. — В прошлом году белорусский картофель им только дай, а нынче у них и свой неплохо уродил, так что наш уже не нужен...
Вот ведь логика. Виноваты, оказывается, российские потребители. Теперь вали все на них. Разве наши картофелеводы согласовывали с ними свои планы?
Начальник райсельхозпрода признался: «подналечь» на картофель советовали в облсельхозпроде. Райсельхозпрод в свою очередь продублировал «совет» на места, а хозяйства приняли его к исполнению. Словом, все как всегда: тот же указующий перст свыше и отсутствие инициативы, продуманности в действиях на местах.
С глубоким уважением отношусь к тем, кто трудится на земле. Но всегда ли правильно они сегодня строят свою экономику? Мало ведь просто произвести продукцию. Главное — продать! Конечно же, с выгодой, чтобы окупить вложенные затраты и получить прибыль. Все это называется одним емким словом — агробизнес.
Именно на необходимость такого подхода к экономике обратил внимание участников постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов Президент страны Александр Лукашенко. По мнению главы государства, сегодня необходимо от валовых показателей переходить к тому, что определяет суть экономики — к агробизнесу, извлечению прибыли, которую получает производитель от продажи своего товара. Станем успешно производить и продавать — насытим рынок товарами. А вместе с этим будем меньше покупать за границей то, что сможем производить у себя.
А что же мы видим в нашем случае? Хозяйствам подбросили идею расширения посевов картофеля, и они, не обременяя себя поиском других выгодных решений, ухватились за нее. И поплатились за доверчивость.
— Подобного можно избежать, если производители станут наперед просчитывать свои действия, — подчеркивает Валерий Бельский. — К примеру, решили расширить посевы или увеличить производство другой продукции, должны позаботиться о заключении договоров с потребителями на поставку хотя бы части из того, что собираются произвести.
Кстати, многие хозяйствующие субъекты так и поступают. К примеру, Витебская бройлерная птицефабрика реализует продукцию в соседней Смоленщине, а Ошмянский сыродельный завод поставляет сыры в Москву. Серьезные производители действуют по заранее отлаженным торговым схемам. Если же этого не делать, то получится так, как с тем картофелем...
Олег ШВЕДОВ, «БН»