Льготы на поступление в вуз отменяют впопыхах
От происходящего в отечественном образовании слишком часто складывается впечатление, что решения принимаются в каком-то экстренном порядке. Вот, например, льготы при поступлении в вузы и ссузы на радость большинству абитуриентов отменяют. Однако инвалидам, которых эта инициатива касается непосредственно, так толком и не удалось узнать, что они получат взамен.
Еще в октябре Минобразования сообщило, что подготовлен проект новой редакции правил поступления в вузы и ссузы. В проекте учтены рекомендации государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в вузах и ссузах в 2011 году, поручения главы государства и нормы Кодекса об образовании.
Льготы при поступлении отменят
Главные изменения, которые грядут — отмена льгот при поступлении для инвалидов, сельчан и сирот. В новой образовательной инициативе недовольство вызвал тот факт, что изменения происходят в середине учебного года без участия в их обсуждении педагогической общественности.
Кроме того, возник вопрос — как абитуриенты с инвалидностью смогут сдавать ЦТ без создания особых условий для этого, а после еще участвовать на равных условиях со здоровыми в конкурсе.
Министерство образования дало свой ответ. Абитуриенты с особенностями психофизического развития нынешним летом смогут сами выбрать форму сдачи вступительного экзамена. Сдать его можно будет в самом учреждении образования (письменно, устно) или принять участие в централизованном тестировании.
«Для организации приема поступающих, являющихся лицами с особенностями психофизического развития, в вузах будут созданы приемные комиссии», — цитирует БЕЛТА начальника управления специального образования Министерства образования Антонину Змушко.
Поступающие с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, инвалиды I, II и III групп дополнительно в приемную комиссию должны предоставить следующие документы:
• заключение врачебно-консультационной или медико-реабилитационной экспертной комиссии об отсутствии противопоказаний для обучения по избранной специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;
• заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или справку об освоении образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.
Вместе с тем репетитор Евгений Ливянт обращает внимание на то, что если кто-то сдает экзамены в какой-то отличной от основной массы абитуриентов форме, значит, для него должны использоваться и особые правила оценки, с которыми ознакомить человека необходимо заранее.
«Кроме отдельной шкалы оценки, — отмечает Евгений Ливянт, — необходима система ее перевода в общую систему. Необходимы отдельные тексты экзаменов и так далее. Если все это создается, получается, что образовывается отдельный конкурс среди инвалидов? Информация Минобразования не убеждает в том, что будет работать прозрачная система, которой может воспользоваться каждый человек с инвалидностью. Например, экзамен в устной форме подразумевает иную систему оценки, иные вопросы и задания на экзамены, чем задания по ЦТ».
Ливянт также высказал предположение, что правила поступления в новой редакции до сих пор не опубликованы, в том числе потому, что их попросту не удалось согласовать из-за их сырости: «Я подчеркиваю, что все было бы по-другому, если бы изменения не происходили впопыхах, в середине года. Ситуация требует вдумчивого подхода».
Необходимо искать способы поддержки уязвимых слоев общества
Чтобы сделать систему образования действительно социально ориентированной, необходимо искать способы поддержки уязвимых слоев общества, считает Евгений Ливянт. Если нет льгот при поступлении, говорит он, значит, нужно поддерживать при получении среднего образования. Он напомнил, что в СССР была система подготовительных отделений, которая и теперь могла бы работать. Ливянт готов сам и знает, что некоторые его коллеги также это поддержат, поучаствовать в подобном проекте на условиях благотворительности.
Ливянт подчеркивает, что очень многие люди с инвалидностью остаются за бортом высшего образования. Кому-то не позволяет решение МРЭК поступать на те специальности, которые выбирают абитуриент, кто-то не готов к преодолению трудностей.
«Мне в этой связи вспомнился пример, что в США много слабослышащих работают кассирами. Для того чтобы считать код с товара, слух не нужен. В случае, когда возникает необходимость общения с клиентом, у кассира есть специальная доска и маркер, чтобы покупатель мог написать то, что хочет сказать», — сказал Ливянт.
В Офисе по правам инвалидов привели пример, как девушка-инвалид по зрению столкнулась с проблемой поступления на юридический факультет в Белорусский государственный университет. Уже на этапе поступления возникли сложности: администрация университета отказывалась принимать документы, мотивируя это тем, что в университете не созданы специальные условия для обучения слепых (нет специальной литературы и т.д.).
«Несмотря на все сложности, с которыми пришлось столкнуться девушке, благодаря отличным результатам на вступительных экзаменах и отлаженной работе Офиса по правам людей с инвалидностью, — отметил координатор офиса Сергей Дроздовский, — девушка была зачислена на юридический факультет Белорусского государственного университета».
Поступление в вуз — это только начало тяжелого пути
Поступить в вуз для инвалида — это только начало длинной непростой дороги. По информации Минобразования, в 2010/2011 учебном году в вузах на дневной форме обучались 1339 инвалидов.
Антонина Змушко подчеркнула, что для создания равных возможностей при получении высшего образования, например, инвалидам по зрению, предусмотрена возможность дистанционного обучения, которое осуществляется в шести высших учебных заведениях. Студентам-инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предоставляются места для проживания в общежитиях улучшенной планировки, выделяются места на нижних этажах.
«Вместе с тем большинство зданий и сооружений вузов находятся в эксплуатации более полувека и имеют большой процент амортизации и износа коммуникационных сетей. Это в значительной мере осложняет создание безбарьерной среды», — заметила начальник управления специального образования. По ее словам, требуют улучшения имеющиеся образовательные условия для студентов с особенностями психофизического развития через создание системы поддержки учебного процесса.
Антонина Змушко подчеркнула, что в Кодексе об образовании оговорено, что «получение профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования лицами с особенностями психофизического развития включает в себя создание специальных условий для получения ими образования с учетом особенностей их психофизического развития».
Под специальными условиями понимаются возможности так называемой безбарьерной среды, доступ к информационно-коммуникационным ресурсам путем предоставления необходимых технических средств социальной реабилитации, педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи.
Например, для студентов с нарушением слуха в вузе должны быть обеспечены сурдоперевод, тьюторинг, записывание учебного материала, применение современных специальных сурдотехнических устройств, технических средств обучения. Для студентов с нарушениями зрения — лупы, настольные лампы, учебники и учебные пособия, напечатанные шрифтом Брайля, записи лекций на электронных носителях. Для студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата — установка специального оборудования (сантехническое, лифты, дверные приспособления).
На практике же люди с инвалидностью сталкиваются с неразрешимыми проблемами, отмечает Сергей Дроздовский. «Учебные учреждения не оборудованы для передвижения и обучения инвалидов, отсутствуют специальные программы и средства обучения», — сказал он Naviny.by.
Как отмечается в докладе Офиса, только 6% взрослых инвалидов, передвигающихся в кресле-коляске самостоятельно или в сопровождении, получили высшее образование, только 10,7% инвалидов с нарушением зрения и 6,3% инвалидов с нарушением слуха имеют высшее образование. Имеющееся в стране дистанционное обучение доступно для людей с инвалидностью лишь на условиях оплаты (в отличие от других форм обучения). Категория инвалидов с психическими заболеваниями, заболеваниями нервной системы и аномалиями развития является наиболее уязвимой в плане возможностей достижения какого-либо уровня образования, подчеркивает Дроздовский.
Елена СПАСЮК