Как я была незаконопослушным пассажиром
06.12.2011 07:55
—
Новости Общества
Как я была незаконопослушным пассажиром
Фото: photo.bymedia.net
За честность приходится платить?
Обычно я законопослушно пробиваю талоны или "общаюсь" с кондукторами, а потому никакими контролерами меня не возьмешь. Но тут проезд за транспорт повысился сразу до 1300 рублей, и это, говорят, не последнее подорожание. Как раз накануне стало известно, что Минсктранс вновь обратился в Минэкономики с просьбой повысить стоимость проезда.
Если раньше оплата проезда пусть в 900 рублей не так сильно била по бюджету, то теперь деньги и правда улетали на ветер.
В первый день приезда в Минск ради эксперимента и упорядочивания своих трат я честно пробивала талоны, только войдя в салон. Забросить дорожную сумку к сестре, которая живет в Малиновке, и обратно – два талона, два жетона на метро – доехать к брату в гости и обратно. И еще несколько талонов на постоянные поездки по городу по делам.
В результате за первый день в столице в шкуре честного пассажира потратила почти десятку.
"Если бы ездила бесплатно и меня не поймали контролеры – осталась бы в порядочном выигрыше!", - тут же подсчитываю я.
Напомним, что сегодня штраф за безбилетный проезд в столичном транспорте составляет 0,2 базовой величины, то есть всего 7 тысяч рублей. Правда, транспортники настаивают на увеличении суммы штрафа до 1 одной базовой.
Конечно, сократить траты на транспорт можно было бы за счет декадного проездного даже на один вид транспорта за 18 тысяч, и он окупился бы за несколько дней! Но от выгодной покупки удерживало лишь то, что до конца декады оставалось дня три, а дальше снова пришлось бы выкладывать деньги.
Услышав про мои расходы в день только на проезд, сестра-студентка сказала: "Если ты и дальше будешь постоянно пробивать талоны – уже к концу недели разоришься. Проще проездной купить за те деньги, чтобы на проезд потратить. Но, если бы не бесплатный проезд для нас, я бы ни за что не покупала проездной – ни декадный, ни на месяц. Каталась бы, как в прошлом году, на одном талоне и пробивала бы его только в случае крайней необходимости!".
Кто рискует, тот… не платит штрафы
По статистике, количество безбилетных пассажиров в Минске вот уже третий месяц примерно одинаково – около 15 000 "зайцев". Утром следующего дня я присоединилась к армии ушастых пассажиров.
В автобусе заняла место возле компостера и зажала в ладошке свеженький талончик. Мне определенно везло. Ни контролеров, ни кондукторов на горизонте не было.
Правда, приходилось проявлять чудеса изобретательности и изворотливости: я намеренно выбирала только тот транспорт, где не было кондукторов, в салонах занимала вахту у компостера и не теряла бдительности при подъезде к остановкам, чтобы на случай контроля вовремя выскользнуть вместе с пассажирами.
Поначалу нетренированные нервы пошаливали – на каждой остановке мерещились синие формы контролеров, и казалось, что все люди, включая водителя, в курсе, что именно я не оплатила проезд. Было стыдно, но …азартно.
К четвергу, когда я уже почти привыкла к безбилетному существованию, в автобусе кто-то обронил, что в салоне – контролер. Дотягиваться до компостера не было времени, и я пулей выскочила на остановку. Но боевого крещения штрафом не получилось - контролеров не было.
За четыре дня я не встретила ни одного контролера, но несколько раз натыкалась на кондукторов – приходилось оплачивать проезд, но все же экономия получалась существенная.
Подсчитала, что за неделю бесплатных поездок я ни разу не встретила контролеров и сэкономила чуть больше 35 тысяч! В случае, если бы талоны я пробивала как и в первый день, то к концу недели в столице я бы выкинула около полусотни – а это уже почти проездной на один вид транспорта на месяц!
Один минус – мне по-прежнему приходилось тратить деньги на жетоны в метро. Но с учетом неоплаченного проезда в автобусе и троллейбусе я могла позволить себе такую роскошь. Метро! Итого: за четыре дня ушло восемь талонов, или десять тысяч. По сегодняшним меркам – это не сумма – всего-то полтора штрафа.
Прихожу к нечестному выводу, что бесплатно ездить для гостей города дешевле, чем покупать проездной на один вид транспорта на декаду. Как жаль, что у нас пока не придумали проездных на день, как в Китае или Германии. А вот для минчан выгоднее ездить на проездном, что и делают большинство жителей столицы. Кстати, по данным начальника финансово-экономического управления ТКУП "Минсктранс" Анны Михайловской, за последний год в столице стали чаще покупать проездные: если в прошлом году доля реализации проездных документов к продаже талонов и жетонов составляла 46,9%, то в этом – 52,2%.
5 декабря в Минсктрансе корреспонденту TUT.BY пообещали, что стоимость проезда до конца года не изменится. Интересно, что при этом в метро официально действуют жесткие ограничения: строго по два жетона в одни руки, что, помимо логичных подозрений в очередном повышении тарифов, способствует образованию длиннющих очередей к окошкам кассиров в часы пик.
Еще в начале октября транспортники прикинули, что себестоимость одной поездки в столичном транспорте составляет 2,5 тыс. рублей. А председатель Мингорисполкома Николай Ладутько 19 октября заявил, что стоимость проезда должна быть повышена до 1850 рублей до конца года.
Кстати, как показал опрос TUT.BY, интернет-пользователи - довольно дисциплинированный народ. Из 26 тысяч принявших участие в нашем голосовании свыше 40% всегда оплачивают проезд в транспорте, почти 7% относятся к категории льготников, более 15% указали, что общественным транспортом не пользуются. Однако при этом 24 с лишним процента заявили, что оплачивают проезд, только если в салоне есть кондуктор, а 12% признались, что ездят зайцем. Кстати, пользователи могли предложить и свои варианты ответа. Среди них встречались: "оплачиваю, если еду больше одной остановки", "оплачивает работодатель", "хожу пешком", "езжу на велосипеде от снега до снега", "пользуюсь просроченным студенческим билетом", "проезд должен быть бесплатный" и даже "Люблю Дашулю! Надеюсь! Она лучшая! Самая сильная! Бойся, Магда!". TUT.BY, кстати, тоже "Дашулю" любит и радуется ее победам.
Ну а пока что стоимость проездных документов в Минске такая:
Вид билетов | На месяц | На декаду | На ½ месяца |
Один вид транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, метро | 51 200 | 18 000 | 26 900 |
Один вид транспорта: автобус экспрессного маршрута | 64 700 | 22 700 | 34 100 |
Два вида транспорта: автобус-троллейбус, автобус-трамвай, трамвай-троллейбус, автобус-метро, троллейбус-метро, трамвай-метро | 68 400 | 24 000 | 36 000 |
Три вида транспорта: автобус-троллейбус-трамвай; автобус-троллейбус-метро; автобус-трамвай-метро; троллейбус-трамвай-метро. | 81 600 | 28 600 | 42 900 |
Четыре вида транспорта: Автобус – троллейбус – трамвай – метро | 92 300 | 32 400 | 48 600 |
Источник: Минсктранс