Маршрутный лист: шаг вперед, два назад
О транспортной системе |
Быстро, комфортно и непривычно. Такие впечатления я получила от поездки в электропоезде региональных линий Брест — Барановичи. Железнодорожники объявили, что с пуском этой электрички они начинают работу в новом формате, который изменит наше представление о перевозках. Что ж, есть повод для гордости. Но у транспортной системы присутствует и другая сторона медали — в лице перевозчиков–автомобилистов, у которых движение происходит скорее назад, чем вперед...
К составам, забитым под завязку в утренние часы, медленно ползущим, жители деревень — остановочных пунктов привыкли. А вот новый электропоезд пролетает мимо. Региональные линии — это формат бизнес–класса: от Бреста до Барановичей всего три остановки, от Барановичей до Минска — две. Стоимость проезда — около 12 и 10 тысяч рублей соответственно. При этом электричка мчится быстрее некоторых скорых поездов. На всех четырех вагонах для 210 пассажиров смело можно писать «для некурящих». Тамбуров здесь нет, и в туалете не затянешься: моментально блокируется дверь и... останавливается поезд.
Двери, открывающиеся нажатием кнопки, зона для инвалидов–«колясочников» и пассажиров с велосипедами, столик для пеленания младенцев — здесь много нового и пока непривычного для нас. В нынешнем году в страну уже поставлено пять таких швейцарских электричек, в 2012–м прибудут еще пять.
Однако передовые изменения коснулись не всей железной дороги. Доехать из Бреста в Пинск, например, с подобным комфортом не удастся: дорога не электрифицирована. Небольшое расстояние из Бреста в столицу Полесья дизель преодолевает долго и нудно — почти четыре часа. Автобус доезжает быстрее. Вот только автобусы по этому пути стали ходить реже. И брестчанину, который отправляется в Пинск в однодневную командировку, теперь нужно ломать голову, как все успеть.
К сожалению, на некоторых направлениях Брестчина доступна только с пересадками. В расписании автовокзала в областном центре — отмененные маршруты и рейсы, которые выполняются лишь несколько раз в неделю. «Оптимизация в связи с подорожанием топлива», — говорят транспортники. Но понять причины автобусной «аритмии» порой трудно. Например, с сентября закрыт удобный маршрут Брест — Ляховичи. Говорят, за 8 месяцев принес 116,8 миллиона рублей убытков. Мне не раз доводилось в этом автобусе добираться до нужных деревень и городов, потому свидетельствую: ходил заполненным! Откуда убытки?
Давно пора налаживать культуру обслуживания пассажиров. Мой командировочный опыт накопил ряд претензий к «государственным» автомобилистам: не соблюдают график движения, зачастую не выдают билеты, подбирая по дороге пассажиров (вот вам и убытки), машины, случается, идут в рейс со сломанными или грязными сиденьями, водители курят, разговаривают по телефону. Конструкторам отечественного автобуса «Радзiмiч» — отдельный привет. Промучаешься зимой в подобном «шедевре» час–другой — и больничный гарантирован...
Сегодня уже и городские реалии (пробки, недешевое топливо) вынуждают многих сменить личное авто на автобус. О комфорте в данном случае говорить тоже нет резона. В Бресте, например, каждый четвертый автобусный рейс приходит с отклонениями от графика. Правда, автопарк обещает исправиться. Уже предпринят ряд мер. Так, с ноября в городе сократилось число рейсов и введены новые графики движения, которые отслеживает спутниковая система. С декабря больше будут получать водители — это стимул работать лучше. Ради борьбы с пробками меняется режим работы 43 предприятий и организаций областного центра. К слову, брестские транспортники, создавшие для решения проблем структуру «Брестгортранс», с ее помощью выхода так и не нашли. Рекомендации разрабатывал институт «Транстехника».
Если сравнивать железную дорогу, где практически повсеместно — точность и комфорт, с автоперевозками, невольно задаешься вопросом: почему нельзя навести порядок в автохозяйстве страны — министерство–то у транспортников одно? Ведь именно автобусные перевозки могут отличаться от железнодорожных быстротой, маневренностью и гибкостью. И ведь так когда–то было. Но нынче в этой отрасли, увы, ни количества, ни качества. На Брестчине, по крайней мере...
Автор публикации: Валентина КОЗЛОВИЧ