Как я покупала землю на аукционе
На рынке минской недвижимости рокировка. Квартиры берут вяло. А вот земля под Минском не только не падает в цене — на аукционах ажиотаж. И то, что впереди зима и строиться невозможно, — не помеха. «Голый» участок в деревне Лапоровичи (7 км от кольцевой) как будто медом намазан — дают 433 миллиона рублей! За что состоятельные граждане готовы платить такие деньги и даже сражаться на аукционе? Обозреватель «СБ» окунулась в аукционную жизнь.
Ориентировка на местности
На торги 13 октября, зафиксировавшие рекордную цену пристоличной земли — 530 миллионов рублей за 15 соток в Дроздово под Минском, я, к сожалению, не попала. Но и среди лотов, выставленных в ноябре, были козырные. Несколько участков по 15 соток в Лапоровичах у Минского моря и в Заславле, по улице Багряной, 10 соток.
Рассудила так: в Лапоровичи соваться не стоит. Это вариант для особ при больших деньгах. Потому выбираю местечко попроще — Заславль. Город–спутник. Месяц назад участки здесь торговались в пределах 100 миллионов рублей, или 12 тысяч долларов. Вполне сносно. Однако потенциального участника аукциона интересует не просто кусок почвы в чистом поле, а место под будущий дом. Во всяком случае, именно так должно быть. Потому что к строительству жилья по закону нужно приступить в течение года после приобретения земли. А через 3 года, если не заселиться, то хотя бы возвести стены и крышу. Не вписался в сроки — даже купленную на аукционе землю могут изъять. Через суд.
Так что главный вопрос землеустроителю Заславского горисполкома: есть ли коммуникации? И первое разочарование. Ни водопровода, ни электрических столбов, ни дороги в новом микрорайоне нет. Свет и грунтовый подъезд — все, что мне пообещала землеустроитель Надежда Мартусевич, добавив: «Это тот минимум, который Минский облисполком гарантирует новоселам за счет бюджета. А чтобы провести газ и центральный водопровод, нужно создавать кооператив и вкладывать собственные средства». Ладно. Поедем смотреть товар.
Где эта улица?
Время в пути вполне устроило. 20 минут — и вот уже на трассе Заславль — Колодищи нужный указатель. Сворачиваю и понимаю, что к стоимости участка понадобится еще прибавить цену новой машины. Только джип способен каждый день выдерживать тест–драйв на колдобинах проселочной дороги. А на улице Багряной трудно разминуться двум легковым авто. И упирается она в чисто поле, обрамленное где–то на уровне горизонта голубой гладью Минского моря.
— А где здесь участки дают? — спрашиваю встречную местную жительницу.
— Так вот здесь и дают, — отвечает, махнув рукой в поле. — В прошлом году тут еще картошку сажали.
До вожделенного участка я, конечно, дошла. А вот доехать будет сложновато: кочки да колдобины, кое–где бурьян по пояс. Начинать стройку здесь практически невозможно — факт. Зачем тогда брать? Деньги немалые — стартовая цена 61 — 64 миллиона рублей. Впрочем, первый подходящий ответ лежит на поверхности. Достаточно в поисковике задать «Заславль, участки» — и все станет ясно. 64 миллиона — это эквивалент 7,5 тысячи долларов. Рыночная цена земли в этом месте — до 20 тысяч. Вот он, весь интерес? Купил к зиме по одной цене, а по весне, когда самый пиковый спрос, продал по другой. Никаких ограничений на продажу купленной на аукционе земли нет. Но у меня нынче другая цель.
И есть еще варианты. Подешевле. Лошаны, например. На несколько километров дальше Заславля. Агрогородок. Стартовая цена 15 соток — 26 миллионов рублей. Надо тоже посмотреть, на всякий случай. Подъезжаю. И что вижу? Рельефно–холмистое поле разрезано на клетки. Практически в каждой есть цоколь. Это первый признак того, что землю выделили бесплатно нуждающимся в улучшении жилищных условий. И те, чтобы недвижимость не изъяли, быстренько вбили первую сваю. Нехороший знак, читала на эту тему жаркие дискуссии на форумах. Купить участок здесь — значит оказаться в компании людей, у которых, скорее всего, нет денег, чтобы продолжить строительство, не говоря уже о подведении газа, водопровода. Многие брали землю, рассчитывая ее выгодно продать.
Больше всех приглянулся кусочек природы 15 соток в деревне Липовая Колода. 20 километров от Минска. Электричка. Земля в центре обжитой деревни, асфальт, есть электричество, лес и речка. Природоохранная зона. 5 лотов. Стартовая цена — от 28 до 34 миллионов рублей. В общем, иду на торги.
С молотка!
Чтобы участвовать в аукционе, нужно внести залог — 10 процентов от стартовой цены. В моем случае это 3,3 миллиона рублей. В Минском райисполкоме, по улице Ольшевского, 8, торги проходят по четвергам. Последний срок регистрации и перечисления залога — накануне, в пятницу, до 17.00. Еду после обеда. Перед кабинетом — очередь. На каждый аукцион приходит от 30 до 100 человек. 6 человек пришли торговаться за «мою» Липовую Колоду. Одна конкурентка внесла залог сразу за все 5 участков — так больше шансов на победу. Оформление документов, перечисление денег на счет сельсовета занимает около часа. И вот я — уже полноценный участник. Ждем четверга.
17 ноября. 9.20. Регистрируюсь одной из последних, хотя до торгов еще 25 минут. И после понимаю, почему все прибыли раньше: малый зал исполкома забит до отказа. Мне места не хватило. Но ведущий быстро разрулил ситуацию. Предложил претендентам разделиться на две группы. Я в первой. Занимаю освободившееся место в первом ряду. Мой лот пятый. Номер 28. Надеюсь на удачу. Из 21 выставленного сегодня лота почти половину сразу сняли с торгов. Нет покупателей. Никого не заинтересовала земля в деревне Кайково (61 млн. руб.) и Березина (57 — 61 млн.) Михановичского сельсовета и 15 соток в Колодищах за 250 миллионов рублей. Основная конкурентная борьба, как я и предполагала, развернулась за Липовую Колоду. Цена первого участка поднялась до 113 миллионов рублей. Второго — до 126 миллионов. А на торгах за «мой» кусок стало твориться что–то странное. Цена зашкалила. Я остановилась на 64 миллионах. Один и тот же покупатель поднимал номер до тех пор, пока не осталось ни одного желающего купить землю по цене, приблизившейся к 15 тысячам долларов в эквиваленте.
Точно так же не состоялись торги и по двум следующим лотам в Липовой Колоде. Потом нас попросили покинуть зал и пригласили новых покупателей. Обманутые в своих надеждах люди еще долго обсуждали происшедшее.
— Эти участки, — совсем расклеилась в эмоциях Ирина, молоденькая девушка, которая пришла с мужем и внесла залог за все 5 наделов, — никак не могут продать с лета. Человек намеренно срывает торги, взвинчивая цену и не собираясь ничего покупать. Я уже помню его в лицо!
Элементарно. Ведь цену нынче называет ведущий аукциона с шагом 10 процентов. От 20 миллионов десятина — вроде и не очень много, 2 миллиона, а от 100 миллионов? Если на каждом шаге поднимать табличку следом за тем, кто реально хочет землю купить, то на каком–то этапе претендент устанет бороться. И все, как в нашем случае: не осталось желающих — участок не продан. Эти предположения подтвердил Александр Внучко, главный специалист управления сельского хозяйства и продовольствия Минского райисполкома: «В итоге торги срываются, проводятся повторно. Это время и деньги». Кстати, в Госкомимуществе уже подумывают, как изменить правила и дать возможность участникам самим называть цену. По-моему — правильно...
Но нужно, пожалуй, еще и забирать в доход сельсовета залог, если участник цену заявит, но не оплатит приобретенный лот. Это мой первый вывод. А второй: кадастровые цены в большинстве случаев явно отстали от рыночных. В ту или иную сторону. За землю в Лапоровичах, к примеру, любители природы готовы платить в 10 раз больше. А в Новашино участки, не проданные за 20 миллионов, нынче будут снова выставлять на торги, уже по 40 с лишним миллионов. Потому что цена зависит от курса доллара по Нацбанку, а он у нас с октября вырос вдвое. Но где логика? А в общем, земля нынче — товар дорогой. Человеку со средним достатком ходить на аукционы — только тратить время зря. Халявы там нет. Кстати, максимум цены на участки по улице Багряной в Заславле составил 174 миллиона рублей. Это там, где бурьян и чистое поле...
Кстати
На 1 ноября в Минской области продано в частную собственность граждан 660 земельных участков на 33,2 миллиарда рублей. Это значительно больше, чем год назад. За 534 участка тогда было выручено 16,7 миллиарда рублей. Из них 13,5 миллиарда — в Минском районе, где ушли с молотка 268 участков. Нынче Минский райисполком заработал 25 миллиардов рублей за 314 земельных наделов.
Фото: Виталий ГИЛЬ