Налог платежом красен
Перипетии судебного процесса над известным правозащитником Алесем Беляцким уже не первый месяц находятся в топовых новостях белорусских СМИ. Многим суд видится лишь символом политической расправы над главным защитником белорусской оппозиции. Между тем Фемида в этом вопросе непреклонна: никакой политики — Беляцкий обвиняется в уклонении от уплаты налогов. Несколько дней тому назад прокуратура подтвердила это, выдвинув в адрес правозащитника порцию новых обвинений.
Руководителя правозащитного центра «Вясна» обвиняют в уклонении от уплаты подоходного налога, чем он, по версии следствия, причинил государству ущерб в размере более Br 352,3 млн. По словам гособвинения, в 2007—2010 годах Беляцкий получил на открытые на его имя счета в банках Польши и Литвы доходы в размере € 567,7 тыс., или более Br 2 млрд., с которых «забыл» уплатить подоходный налог. Что особенно неприятно для белорусской оппозиции, поводом для судебного преследования стала информация, которую белорусской Фемиде предоставили структуры из европейских стран. Хотя, согласно убежденности представителей белорусской оппозиции, эти государства, наоборот, должны были бы им покровительствовать. Но вот Министерство юстиции Литвы и Генпрокуратура Польши посчитали иначе…
Правозащитный центр «Вясна», который возглавляет Беляцкий, был ликвидирован в 2003 году, но продолжал свою деятельность. Алесь Беляцкий утверждает, что перечисленные на его счета деньги не были его личным доходом, а использовались на деятельность организации, хотя в соответствии с Налоговым кодексом любые суммы, полученные гражданином за границей, считаются его доходами. Чтобы они не были засчитаны доходами, гражданин должен самостоятельно подать соответствующие справки. Этого сделано не было…
В тексте обвинения, который был зачитан несколько дней назад, добавилось всего несколько строчек. О том, что обвиняемый «предварительно договаривался с фондами и брал на себя обязательства по перечисляемым на его счета финансовым средствам». Между тем, по словам прокурора, Беляцкий по-прежнему обвиняется в том, что «являясь резидентом Беларуси и зная об обязанности уплачивать подоходный налог с доходов, полученных за рубежом от нерезидентов Беларуси, умышленно не предоставил налоговую декларацию за 2007 год и внес в декларации последующих годов заведомо ложные сведения».
Уклонение от уплаты налогов — тема, наверное настолько же древняя, как и сами налоги. Причем сам факт сокрытия дохода нередко находится в прямой увязке с его суммой: чем она больше, тем сложнее расставаться с деньгами. Что неприятно для мировой Фемиды, обвинения в неуплате чаще всего трактуются как предвзятость в отношении обвиняемого, как высосанный из пальца факт давления на конкретную личность. Наверное, самым известным неплательщиком в истории стал глава чикагской мафии Аль Капоне, который попал за решетку именно по причине неуплаты налогов в размере $ 388 тыс. В ходе судебных разбирательств тогда тоже неоднократно звучали упреки в адрес властей, что, мол, они по каким-то малопонятным поводам «пытаются упечь за решетку достойного человека».
Оставил свой след в вопросе налогов и бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Находясь на посту премьера, он как-то высказался, что если государство в качестве налогов требует больше трети от того, что зарабатывает гражданин, то, с моральной точки зрения, неуплата налогов вполне оправданна. Может быть, руководствуясь этим принципом, он однажды попал под обвинение в мошенничестве и уклонении от налогов. По версии следствия, в 1990-х годах экс-глава Кабинета министров Италии через офшорную компанию покупал права на показ американских фильмов для телеканалов своей медиасети. Схема позволяла Берлускони и его компании вовсе не платить налогов.
Белорусское налоговое законодательство отнюдь не уникально. Декларировать доходы, полученные из-за рубежа, а уж тем более платить налоги с таких доходов — это святая обязанность граждан во всех государствах мира. В некоторых демократических странах налоговые преступления даже относятся к разряду наиболее тяжких, и за них можно получить наказание, в разы более строгое, нежели, скажем, за убийство. Что примечательно, отнюдь не толерантны к уклонистам от уплаты налогов и те страны ЕС, которые сегодня пытаются уличить белорусскую власть в давлении на правозащитников, упорно намекая на политический, а не на сугубо фискальный повод для возбуждения уголовного дела.