Метаморфозы домика
14.11.2011
—
Новости Общества
«Наша цель - зафиксировать метаморфозы, которые происходят с лицом Минска» , - объявили организаторы выставки «Мiнск - горад нашага юнацтва», обосновавшейся в Национальном историческом музее РБ с 19 октября. Но масштаба-то нет!
На представленных работах - одни домики, не чувствуется, что город растет, развивается. Где Национальная библиотека? Где ледовые дворцы? Где наиболее значимые социально-культурные сооружения современной столицы? Рано или поздно подрастающее поколение захочет увидеть их на картинах, художественных документах нашего времени, но на выставке ничего этого не представлено.
Работа Мерещенкова М.А. «Окна» 1986г. - ну да, действительно окна: в одном окне кто-то открыл дверцу холодильника, в другом стоит полуголая женщина - наверное, только после душа. Судя по размерам, в денежном эквиваленте такая картина может потянуть на $5 тыс., но дома же ее не повесишь… А вот для галочки в музей поставить на сохранение - это вполне вариант: на картине очень точно задокументировано, как у нас в столице было с окнами в 1986г.
Пример из 1967г.: огромное полотно Данцига М.В. «Мой Минск»… И что же мы видим? Упадническое всё, серое, но есть и элементы новаторства: художник что-то наклеил на картину, какие-то наклеечки, себя даже изобразил. Для 1967г. это круто, это даже попахивает авангардом. А по сути - барахло ведь эти наклеечки… Нет такого, чтобы пришел, увидел и сказал: «О-о-о!» И то, что мне запрещали в зале потрогать холст пальцем - ерунда это, можно его трогать, хуже он от этого не станет.
Московские художники тоже любят рисовать такие картины - автобусик, город после дождя… Но у них это хорошо выходит. А вот у нас почему-то до сих пор нет картины «Минск после дождя» - чтобы на ней был представлен цветущий, широкий город, чтобы душа воспряла.
«Мой район» Мищенко Н.Е., работа 2011г., еще краска толком не высохла, но то же - домики, машинки, собачки… Есть на выставке и вообще какая-то шагаловская бредятина - да, полет, детство, но сильно примитивно как-то все организовано, смысла мало. Чувства полета нет, подобие - есть.
Работы Ткаченко В.А. «Лошица» (1995г.) и «Старый город» (1987г.)… Много краски… Краска часто высыхает, поэтому лучше, если она засохнет на холсте, чем в банке. От этого на картине получается объем. Даже стиль такой выработался: краску-то раньше в Союзе художников выдавали просто так, целыми банками. Я думаю, у художников «Традиции» банки красок остались еще с тех времен, засыхают без дела. Такой расход материалов не каждый современный художник себе позволит: краска сейчас стоит от Br100 тыс. за тюбик, на картину такого масштаба нужно тюбиков 10.
Итог? В целом - скучно. Фурора эта выставка явно не принесла, а объединение поставило галочку в графе «Выставочная деятельность»… Домики, машинки - ну кому это надо? Подрастающему поколению никогда не были интересны эти выставки, даже выставки Союза художников. Поводить детей на это всё, конечно, можно, но им это все равно неинтересно.
Создается впечатление, что художники просто собрались и кто-то сказал: «Во, у меня идея! Что-то мы давно ничего не мутили! Надо организовать выставку картин, посвященных Минску!» И члены объединения «Традиция» кинулисть выставлять что у кого есть - главное, чтобы на картине были домики. Может, это и не Минск вообще - но кто же докажет обратное: главное, заросший зеленью домик есть. При этом данный домик, может, только одному художнику и интересен…
От выставки пахнет стариной, 1960-70-ми гг. Настроение это - классическое для белорусского сознания и понимания, ничего не будоражащее. Понятное дело - стиль такой, этих художников так учили писать. За каждой картиной здесь - белорусская школа живописи, школа серых красок… Все серое, тяжелое, воздух болотный, если даже зеленый цвет - то обязательно темный. И сделано в лучших традициях Союза художников: простенько, незаметненько.
Судя по картинам, члены этого объединения в основном художники пожилые. Не хотелось бы обижать старых собратьев по цеху - можно только пожелать им еще долгих лет жизни и творческого подъема. Обсуждай не обсуждай, здесь уже ничего не изменишь: старые люди просто так живут, таким видят Минск. Интересно это кому-то сегодня? Нет, наверное, уже неинтересно. Было ли интересно раньше? Скорее всего, никогда и не было.
Мнения колумнистов могут
не отражать точку зрения редакции