Новодел
Хорошо помню, как выглядел район Верхнего города в Минске в 1973 году. Я туда ходил рисовать. Сохранились даже черно–белые фотографии тех лет, сделанные несовершенным «Зенитом». Выглядят те городские пейзажи, что нарисованные, что сфотографированные, тоскливо и поэтично. Кто не в теме, как менялся Минск, тот никогда не поверит, что на снимках — исторический центр города. Тогда, да и позже там жили люди, размещались непонятные конторы с очень мудреными и труднопроизносимыми названиями. Там была суровая гауптвахта Минского гарнизона, слышались сердитые окрики сержантов, топот солдатских сапог. А вокруг крученая колючая проволока.
Почти в каждом дворике двухэтажной развалюхи — сараи и грядки. В тех дощатых сараях, накрытых шифером, ржавой жестью, рубероидом, хранились дрова. Хрюкали свиньи, кукарекали петухи, а у Свислочи, примерно там, где сейчас новый ресторан «Журавинка», паслись козы и даже пара пестрых коров бродила. Это вправду было без малого 40 лет назад в центре столицы. Факт.
Сейчас каждый час жизни города отсчитывают куранты на Ратуше. А тогда ее и не существовало. О том, что она когда–то стояла, знали немногие продвинутые.
К восстановленному с нуля зданию все привыкли. Я и сам, проходя по площади Свободы, даже и не задумываюсь, что когда–то не существовало гостиницы «Европа», да и многих домов. Рядом с Ратушей появилось новое белое здание с бароккальным фасадом. Оно хорошо вписалось в силуэт Верхнего города. Это здание детской филармонии. Впечатление такое, что оно всегда там и стояло. Кто–то может разочарованно бросить короткое слово «новодел» и примется рассуждать, что не памятники это исторические, а подделка самая настоящая.
...Немцы в 1944 году разрушили исторический центр Варшавы — знаменитое Старо Място. Так отомстили горожанам, которые осмелились поднять восстание. Исторический центр был превращен в руины. Можно было смириться, махнуть рукой, разобрать те руины, вывезти битый кирпич, обгорелые балки, стекло средневековых витражей. И пригласить модных и дерзких архитекторов «залудить» уничтоженные варшавские кварталы из стекла, бетона и металла. Сделать все по средствам того времени, исходя из бюджета. Кто бы осудил за подобное поляков?
Ясное дело, что нашлось бы некое количество умников. Они бы начали бурно возмущаться, статьи писать. Но тяжелое экономическое положение, разруха, отсутствие финансов. Аргументы, мягко говоря, железные. Даже те, кто от строительства далек, знают, что строить с нуля легче и дешевле, чем восстанавливать и реставрировать. Оправданием могла стать известная житейская логика, что сначала, мол, надо накормить голодный народ, подлечить, школы построить, квартиры и так далее. С такими доводами не поспоришь, против не попрешь. Голодные и бездомные люди могут и не понять. Возможно, так с историческим центром Варшавы и произошло бы...
Но есть такое слово «ПАМЯТЬ». Исторический центр восстановили с нуля. Мне не доводилось ни читать, ни слышать, что площади, жилые и культовые здания, кропотливо построенные поляками, — новодел. И ни один поляк при мне ни разу не назвал так Старо място. Хотя по сути своей это не что иное, как он самый — новодел в чистом виде.
Слушая презрительные разговоры о столице Беларуси, о кварталах Верхнего города, где восстановленных с нуля, а где и отреставрированных, о Ратуше, о детской филармонии, о жилых домах и целых улицах, я не стал бы много доказывать и спорить. Я посоветовал бы умникам и умницам поехать в Варшаву, встать на брусчатку у торговых рядов, или у краснокирпичного костела Святого Яна, или у королевского дворца и там, разведя руками, воскликнуть: все подделка, это все не памятники вокруг! Бутафория! И кирпич ненастоящий, не средневековый, и балки не такие, не дубовые, и штукатурка неправильная!
Несложно догадаться, что будет с таким умником на площади, что ему скажут варшавяне. В лучшем случае покрутят пальцем у виска и грустно улыбнутся.
Автор публикации: Владимир СТЕПАН