Из запоя выводят целыми семьями

Источник материала:  

В любой рекламной газете «стоматология» и «выведение из запоя» — самые насущные объявления. От зубной боли, понятно, всякий мучился, и не раз. А вот популярность второй услуги — вечный повод для иронии. В советские времена особо не мудрствовали и просто отвозили в вытрезвитель, где, конечно, возвращаться к жизни было не так приятно. А вот выезд врача с капельницей на дом — это считалось vip–услугой, причем до поры до времени — нелегальной. Первые официальные объявления появились у нас лишь в 1995 году. Вызов тогда стоил около 100 долларов! Потом «опохмеляющих» частных центров стало больше, а цены упали в 4 раза. Выйти из похмелья по высшему разряду уже мог себе позволить не только загулявший директор, но и его менеджер, бухгалтер и техперсонал. Сложно представить себе такой бизнес по круглосуточному спасению алкоголиков на дому где–нибудь в Китае или Бахрейне. О том, что такое пить запоем сутки напролет и на что способны «пьяные» клетки головного мозга, я узнала на личном опыте, устроившись помощником врача в один из частных медицинских центров. Три дня с наркологами мы ставили на ноги наших изрядно поддавших граждан.


Утро похмельной казни


Типичная картина: бывший рабочий завода, который 30 лет трудился в условиях строгой дисциплины, купил киоск, оформился ИП. Всегда есть за что выпить, можно «забить» на работу, жена уже смирилась, дети выросли. Первый наш вызов оказался именно такой.


Уютная квартира. Фотографии внуков. Заботливая жена с полотенцем суетится вокруг 58–летнего супруга, который, удобно устроившись на подушках, с улыбкой встречает врача:


— Ну что, будем бошку больную лечить? Заснуть не могу...


— Сколько пьете?


— Уже неделю, и днем, и ночью, — вздыхает жена. — Поскандалили, я уехала к дочке, а он запил...


Нарколог Андрей Дашкевич измеряет давление. Тонометр зашкаливает. 200 на 100!


— Вы рискуете здоровьем.


— Это после пьянки, — находит объяснение пациент.


Андрей Николаевич ставит капельницу, вводит лекарства. Давление снижается, сердце уже не выскакивает из груди... Через 5 минут клиент начинает храпеть. Ввести запойного больного в длительный медикаментозный сон и есть основной смысл процедуры (поэтому, кстати, на такие вызовы ездят реаниматологи–анестезиологи, переквалифицировавшиеся в наркологов). После того как человек хорошенько выспится (о чем он мог только мечтать!), можно считать, что запой позади.


— Позаботьтесь, чтобы в доме не было спиртного, — предупреждает доктор и расписывает план приема таблеток, доставая из чемодана целый пакет — снотворных, противосудорожных, успокаивающих, витаминов. — Нельзя как минимум день пить кофе, валерьянку, валокордин, корвалол...


— Он еще ночью все вино выпил, — спокойна хозяйка. — Главное, чтобы поспал подольше.


— Лучше думайте о том, чтобы он вообще отказался от спиртного. Вы понимаете, что наша помощь — кратковременная? Мы вам поставили 2 капельницы, можем поставить еще 22, но это не избавит вашего мужа от алкогольной зависимости. Гипертония, лишние килограммы — все это факторы риска. Ваш муж рискует в любой момент уйти в запой и выйти из него инвалидом.


Ни с того ни с сего в запой не уходят. Чтобы выключились все реакции организма на яд (перепившего подростка просто вырвет — и никакого запоя не будет), нужны годы «подготовки». И такие общечеловеческие ценности, как социальное положение, талант, семья–любовь, здесь влияют не слишком сильно. Другое дело — наследственность. Но спивались и дворники, и профессора. Поначалу простейшая цепочка: пьянка, наутро — опохмелка, новая пьянка, новое похмелье... Замыкается порочный круг. На третий–четвертый день уже пьют не ради удовольствия, а чтобы не помереть. Но затем неизбежно — скачок давления, дрожь в руках, сердцебиение, лихорадка. Организм требует новую порцию!


— Самому молодому нашему клиенту было 18 лет, — вспоминает Андрей Николаевич. — Пить он начал с 12. Есть клиенты, которые спивались за три года. Причин, чтобы выпить, всегда много. Однако чаще всего пьют потому, что не знают, чем заняться на трезвую голову. Это становится стилем жизни, который очень сложно изменить.


«Дай выпить!»


Некоторые думают, что стоит на время «завязать» — и организм восстановится–оздоровится, проблема исчезнет сама по себе. Через 3 — 4 месяца решают купить бутылочку пива и с хорошим настроением и мыслью «как тогда не будет точно» уходят в новый «штопор». Второй мой вызов — классический тому пример. Видно, что строитель–отделочник — золотые руки. Квартира — как конфетка. А сам, бедняга, лежит, не то что слова вымолвить не может — поворачивается с трудом.


— Плохо? — спрашивает врач. Клиент лишь согласно глаза прикрывает. — Сами хотите остановиться? — и опять еле заметный кивок головы.


Рядом — преданная жена с тоскливым взглядом:


— Когда трезвый — цены ему нет. На работе прощают ему загулы, потому что он потом за месяц все наверстает. Пашет, как и пьет, не зная меры. Кодировался на пару лет, потом сказал, что и сам может себя контролировать.


Но нарколог не верит, что можно вернуть то, что потеряно еще в молодости:


— Я однажды выводил из запоя пенсионера. У сына глаза были круглые от удивления, он не мог понять, что случилось с отцом, который не пил 30 (!) лет. Старик просто закодировался в молодости, и дети его пьяным никогда не видели. А выпил один раз — и моментально ушел в запой.


На каждый вызов мы спешим, чтобы клиент не успел опохмелиться (чем пьянее человек, тем опаснее становится капельница) или не передумал. Таких случаев тоже сколько угодно. Бывает, звонят родственники: «Приедьте помогите!» Первый вопрос: «А он согласен?» — «Нет». А бывает, что вот 5 минут назад просил помощи, но когда приехал врач, никого уже видеть не хочет, злобно кричит: «Дай выпить!» «И я боюсь ему не дать, он аж рычит», — пожаловалась на одном из вызовов супруга.


— Когда человек в запое — он ничего не видит перед собой. Его перемыкает. Будто дьявол вселяется — в глазах ничего человеческого, — Алла Витальевна, нарколог, с которым мы едем на очередной вызов, с чем только не сталкивалась за 13 лет работы. Однажды приехала по вызову к молодой семье, в которой только родился ребенок. Пока мама лежала в роддоме, новоиспеченный папаша от счастья запил. Кое–как жену встретил, привез домой, а самого в холодный пот бросает. От помощи врачей отказывается. Жена на колени встала, ребенка ему протягивает, молит: «Пожалуйста, приляг». А он ее отталкивает: «Где водка?!»


— Не нужно отнимать бутылку и увещевать, это бесполезно, — в ответ на мои «что делать?» советуют наркологи. — Помочь можно только тому, кто просит о помощи. Есть такое мнение, что запой нужно «допить» до конца. «Теория коробочки»: будет пить, пока доверху не заполнит. Они бывают настолько измотаны и истощены собственным запоем, что рады любой подмоге.


Справиться с «этой заразой»


В такой ситуации всегда сочувствуешь родственникам. Родителям, женам, детям. Приезжаем по очередному адресу. Журналист. 42 года. Опухший, синюшный, небритый–немытый, с фингалами под обоими глазами, в порванных штанах сидит на постели и ногти кусает.


— Это он из–за погибшего друга так, — вздыхает в дверях 77–летний старик отец, который приехал из деревни спасать сына. Сразу понял, что сам с «этой заразой» не справится: того колотит, каждые 2 — 3 часа похмеляется. Пока мы ставили капельницу, старик, тяжело шаркая по квартире ногами, чинил дверной замок, что–то прибивал, убирал и с грустью рассказывал, что, видимо, это его вина, что сын до сих пор не женат, все просил его не торопиться...


— Главное, одного его не оставляйте, ему сейчас нельзя ни глотка спиртного, — инструктирует Алла Витальевна. — Скажет, что хочет выйти подышать свежим воздухом, — не верьте.


— Нет, я его одного никуда теперь не пущу...


Бывает, некоторые запойные товарищи сами себе вызывают врачей: «У меня в 5 вечера — деловая встреча, приведите меня в порядок к этому времени». Звонят мамы–одиночки: «Я в запое — не с кем оставить ребенка. Сколько я буду спать?» Вызывают и семейные пары. Вместе пьют, вместе трясутся от абстинентного синдрома, вместе и заказывают капельницу. Кстати, заказывают такую услугу и мужья своим женам. Андрей Николаевич несколько лет назад выводил из запоя очень красивую барышню, которая сперва мужа вытягивала из вытрезвителей, а потом сама стала выпивать с ним. В итоге супруг закодировался, уже много лет не пьет, а она его подвиги повторяет.


***


Проблема, кажется, тянется испокон веков, однако наркологи отмечают одну приятную тенденцию: на работе стали пить меньше. Хотя бы в этом наши «культурные традиции» изменились! Многие «поводы» — конец рабочего дня, пятница, наши выиграли–проиграли, день получки, день рождения коллеги и т.д. — исчезли. Никто сегодня не готов терять работу из–за того, что один раз перебрал. И все же «опохмельщики» не сидят без дела. Самый большой рекорд одного частного медцентра: 7 дней, когда не поступило ни одного звонка...


Цифры «СБ»


По данным ВОЗ, в мире как минимум 140 миллионов алкоголиков, и большинство из них не лечатся. Ученые считают, что 1 из 25 человек умирает именно от последствий приема алкоголя.


Факт


Чаще всего у нас пьют крепкие напитки (43 процента в структуре потребления алкоголя), на втором месте — пиво (20 процентов). Третье место занимают слабоалкогольные коктейли, сидр, «чернила» и т.д. А вот доля вина мизерна — около 9 процентов.


Кстати


Если в 1996 году на учете наркологов стояли 123 тысячи человек, то в 2005–м — 170 тысяч, а в 2010 году — более 195 тысяч пациентов. Но и эти цифры — лишь вершина айсберга. Чтобы иметь представление о масштабе проблемы алкоголизма, их надо умножать как минимум в 3 — 4 раза.


9 признаков алкоголизма


1. Выпивка в одиночку.


2. Четко ощущаемое желание выпить.


3. Выпивка втайне от друзей и близких.


4. Алкогольные «заначки».


5. Отсутствие контроля над количеством выпитого.


6. Провалы в памяти во время выпивки.


7. Появление ритуалов выпивки.


8. Потеря интереса к любимым занятиям.


9. Агрессия по отношению к близким.

Автор публикации: Мария КУЧЕРОВА

Фото: Александр СТАДУБ

←Создан Совет по развитию информационного общества при президенте

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика