CD-обзор

Источник материала:  


Metallica & Lou Reed, «Lulu»


Данный альбом, записанный пионерами метал-музыки с одним из родоначальников панка, звучит в точности так же, как и выглядит: это натуральный кадавр и экспонат бестиария. Диск по количеству недоуменных рецензий мог бы выиграть в номинации «что за фигня года», и, действительно, больше всего он похож на рисунки шизофреников, которые, как общеизвестно, любят соединять механистическое с органическим, пририсовывая рыбам колесики, а птицам - вертолетные винты. В общем, это что-то дикое, грубое и прекрасное.

Все началось еще в 2009г., когда Metallica выступила на одной сцене с Ридом и предложила старику записать что-нибудь вместе, а у Рида как раз томились материалы некоей музыкальной мистерии «Лулу», написанной по пьесам Роберта Уилсона, вдохновленного, в свою очередь, столетней давности работами немецкого экспрессиониста Фрэнка Ведекинда.

Это история трагичной и жутко короткой жизни бывшей танцовщицы, практически тезки Лу Рида. История неприятная, поэтому Metallica , возможно, идеально подошла для работы с ней.

Диск звучит действительно пугающе - Рид отстраненно бубнит тексты о чем-то чудовищном под фирменные завывания Хетфилда и тягучие однообразные риффы Metallica . Это выглядит чем-то несочленимым, потому что каждый работает в своем стиле, «не подстраиваясь» под другого.

Проблема в том, что поклонникам Metallica, которые все еще зачем-то ждут второго «Master Of Puppets» , совершенно неинтересно, что там бормочет старик Лу со своей не самой приветливой спецификой поэтического артикулирования. А фанаты Velvet Underground пугаются прямолинейности и некоторой угарной подростковости Metallica , хотя связь между двумя этими коллективами есть: оба отлично наловчились использовать статику как один из способов нагнетания музыкального саспенса. С другой стороны, это монотонное бубнение довольно-таки музыкально, а песня «Pumping Blood» даже вписалась бы в альбом Рида «Extasy» , например.

Есть тут и прекрасные моменты - допустим, когда Metallica начинает невротически пилить «по трэшу», а Рид монотонно завывает, со своей стороны, что-то ультрамедленное и леденящее, будто он всего-то читает стихи про смерть под угарную запись репетиции Metallica . Если слушать этот альбом более 10 минут (диск длится часа полтора), вы погрузитесь в своего рода транс. Если рассматривать диск как альбом Рида, то альбом, скорее, неплохой, уж точно поинтереснее его прошлой музыкальной мистерии на стихи Эдгара По. Но как альбом Metallica это, согласимся, ужасно. Кстати, Metallica считает этот диск лучшим в своей истории.

В принципе, если честно, Metallica - жуткие зануды, и Рид тоже зануда, и такое ощущение, что вместе им очень комфортно. Что касается относительной слушабельности диска - что ж, он намеренно уродлив, как и любой арт-проект подобного жанра страшной сказочки. Да, здесь много чудовищного, но отнеситесь к этому диску как к имитации арт-брют и осознанной попытке изваять Франкенштейна, наскоро скрепив бечевой кусок плоти. Да и вообще, если музыка - это арт-проект, она не должна быть красивой.

Tom Waits, «Bad As Me»


Маэстро Уэйтс записал первый за семь лет долгожданный альбом авторского материала. Первый - это после «Real Gone» , хорошей и сильной пластинки 2004г.; потом Уэйтс выпустил трехдисковый сборник перепевок всевозможной дикой американы плюс своих малоизвестных старых вещей, и в этом тоже была характерная «уэйтсовская» бесноватость и романтичная придурь, и следовало ожидать катарсиса, но увы. Катарсиса не случилось. Да, в новом альбоме играет Кейт Ричардс. Да, все песни разные, как поток сюрреалистичных картинок с карнавала - тут и характерные для Уэйтса подвальные сонные блюзы, и баллады с пьяными слезами, и привиденческие пиратские песни, и даже рокабилли с вызыванием духа Элвиса, и еще много всего. Но нет, не радуют.

Вначале может показаться, что альбом звучит как некая карикатура на Тома Уэйтса - будто Том, погрузившись в самоиронию и самопародию, ловко обыгрывает свой образ веселого черта из фильма Терри Гиллиама, скатываясь в буффонадный гангстерский блюз в стилистике черно-белых фильмов 1930-х гг. Но эта музыкальная прогулка по дикой странной комиксовой Америке не рождает ощущения чего-то мистического и волнующего, как в классических работах Уэйтса, слушая которые казалось неприличным вести речь о стилизации. Блюз в них был всего лишь поэтической формой самовыражения, теперь же, кроме него, ничего и не слышно.

Да, Уэйтс по-прежнему остроумен и циничен, его тексты отточены и смешны, он прекрасно играет в пожилого чертика, выпрыгивающего из табакерки, гремящего костями и ржавым железом, ухающего совой и охотящегося за привидениями. Но теперь это как-то не так и не то - раньше это были практически спиритические сеансы, а теперь просто красивый блюзовый макабр. Или так и было всегда?

Возможно, все намного проще - песенный материал альбома намного слабее, чем в «Real Gone» , вот и «не пробирает» до костей. Тут есть пара неплохих песен, например новогодняя баллада и смешная «Satisfied» с хулиганскими цитатами из Rolling Stones , но в целом мелодически альбом слабоват. Вот и остался стиль, блюз, театр, спектакль и прочая буффонадная прелесть. Но ощущения чуда нет. Спрашивается, почему мы вообще ждем чуда? Наверное, потому что мы изначально воспринимали Уэйтса чересчур сакрально, и зря. Были бы мы попроще - сейчас бы у нас это любимый альбом был.
←От противного

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика