Связь класса «экстра»
…За воротами контрольно-пропускного пункта со строгим постовым — тишина. Зато армейский эфир буквально переполнен сигналами: военные связисты даже в праздник передают своим корреспондентам массу информации. Тон задает опытно-конструкторская станция связи «Корвет»: внешне — вагончик на шасси МАЗа. Модернизированные средства средней мощности, подвергнувшись переделке (и превратившись в «Корвет»), приобретают новую жизнь, повышая свои возможности в несколько раз. Такой «рации» по зубам масса задач: цифровая обработка сигналов, программная перестройка радиочастоты и, самое важное, работа в обычных радиосетях, благодаря чему можно поддерживать контакт с массой корреспондентов.
Рядом — похожая на «Корвет» отечественная АТС на колесах, выкрашенная в камуфляжные цвета, с романтическим названием «Астра». Таких «связных лабораторий» на колесах в наших войсках уже пять. Они успели побывать в Ашулуке, так как способны работать по цифровым потокам, завязываться в межгарнизонку, «выдавая» 500 номеров. Внутри — словно маленький офис на трех человек: за мини-столами расположены компьютеры, никакой шнуровой коммутации.
Ефрейтор Илья из Полоцка был в составе экипажа на полигоне Ашулук, вспоминает поездку за тысячу километров от дома с удовольствием, хотя и поработать пришлось немало.
— Особенно необычно было управлять аппаратурой, когда неподалеку все рвалось: самолеты, вертолеты, артиллерия обрабатывали цели, а нам — не отвлечься! И ночи запомнились тоже: такой холод похуже всякого врага.
Праздник связистов отметили и женщины — военнослужащие полка. Хотя в Ашулук они не ездили, обеспечивая связь в месте постоянного расположения части. Среди них — начальник телеграфной аппаратной прапорщик Екатерина Гарголь:
— При погонах уже 9 лет плюс два года — простой служащей. Почему выбрала армию? Пошла по пути отца и матери.
— Высокая оценка, которую дал действиям связистов на Ашулуке министр обороны Беларуси Юрий Жадобин, точна и заслуженна, — считает начальник войск связи и радиотехнического обеспечения ВВС и войск ПВО полковник Олег Мищенко. — У нас не то что ЧП — даже травматизма не было. Когда тысячи солдат и офицеров делают одно масштабное дело, и все живы-здоровы — это прекрасный результат. Вторая наша гордость — выход из Минска в Ашулук, за 1600 километров! И с таким качеством соединения, словно собеседник находится в соседней комнате. Сам факт, что, «воюя» в далеком Ашулуке, мы контролировали мирное небо родины, говорит сам за себя.
Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО