Поправки в Кодекс о браке и семье соответствуют современным реалиям - Морова
Источник материала: БелТА
20.10.2011 17:06
—
Новости Общества
20 октября, Минск /Кристина Курлович - БЕЛТА/. Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Беларуси о браке и семье" соответствует современным реалиям. Об этом заявила сегодня журналистам председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию Антонина Морова во время круглого стола на тему "Семья как социальный институт: правовые основы и практика. Многодетная семья", передает корреспондент БЕЛТА.
"Семья как социальный институт остается, но меняются формы и функции. Периодически надо вносить изменения. В Палате представителей сейчас находится целый ряд проектов законов, которые касаются вопросов укрепления семьи, материнства и детства, в частности, проект закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Беларуси о браке и семье", законопроект о социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и проект закона о репродуктивных технологиях", - рассказала Антонина Морова.
В целях повышения культуры брачных и семейных отношений и ответственности супругов друг за друга поправки в Кодекс о браке и семье предусматривают конкретные условия, которые могут содержаться в брачном договоре. Четко определены форма и порядок заключения такого договора. Предлагается также сократить минимально допустимый срок регистрации заключения брака с пятнадцати до трех дней со дня обращения. Кроме того, уточняется порядок определения долей в общей совместной собственности супругов при разделе имущества. В частности, в целях защиты интересов детей установлено, что вещи индивидуального пользования несовершеннолетних детей при раздаче имущества не учитываются и передаются без компенсации супругу, с которым будут проживать дети.
Действующий кодекс дополняется нормами об учете мнения ребенка, достигшего десяти лет, при определении порядка общения с ним родителей, лишенных родительских прав, и родителей, у которых он отобран без лишения родительских прав, порядка общения дедушки и бабушки с внуками, а также при выборе опекуна, попечителя и патронатного воспитателя. Важное место в законопроекте отведено упорядочению устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом установлено, что приоритетной формой устройства таких детей на воспитание в семью является усыновление. И только при невозможности усыновления они подлежат устройству на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа, а при отсутствии такой возможности - в детские деревни и интерактивные учреждения.
Поскольку значительная разница в возрасте усыновителя и ребенка может вызывать проблемы в их взаимоотношениях, проект предусматривает максимальную разницу в возрасте между усыновителем и усыновленным ребенком в срок пять лет. Установление указанной возрастной границы позволит рассматривать повзрослевших детей, которые также нуждаются в семье.
Новацией законопроекта является и норма, наделяющая усыновленного ребенка по достижении совершеннолетия правом получить сведения, касающиеся его усыновления, не только в суде, вынесшем решение об усыновлении, или в органах опеки и попечительства по месту жительства усыновителей, но и в загсе по месту нахождения записи. "Долгое время, когда детей усыновляли, им не говорили об этом, это считалось тайной. Сейчас мы действуем в соответствии с международной конвенцией о правах ребенка. Если ребенок попросит, то органы загса дадут ему информацию", - сказала Антонина Морова.
Кроме того, в целях упрощения порядка регистрации заключения брака и в связи со спросом граждан на регистрацию за пределами помещения органа загса предлагается производить данную регистрацию в любом органе загса или за его пределами.
По словам Антонины Моровой, в Беларуси одна из самых полных законодательных баз в странах СНГ, которая касается вопросов семейной политики. "Это общепризнано. В конце каждого года международные организации проводят анализ по индексу материнства. Это понятие включает несколько показателей: состояние здоровья матери и детей, материнская и детская смертности, уровень жизни, показатели, характеризующие гендерное равноправие в стране. Беларусь по итогам 2010 года занимает 33-е место в мире и первое среди стран СНГ", - отметила она.
"В Беларуси очень широкая правовая база по укреплению семейных отношений. И в Конституции Беларуси, и в кодексах - трудовом, об образовании, в гражданском - есть специальные статьи, посвященные семье. В стране также приняты специальные программы демографической безопасности и концепция национальной безопасности", - подчеркнула сенатор.
"Семья как социальный институт остается, но меняются формы и функции. Периодически надо вносить изменения. В Палате представителей сейчас находится целый ряд проектов законов, которые касаются вопросов укрепления семьи, материнства и детства, в частности, проект закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Беларуси о браке и семье", законопроект о социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и проект закона о репродуктивных технологиях", - рассказала Антонина Морова.
В целях повышения культуры брачных и семейных отношений и ответственности супругов друг за друга поправки в Кодекс о браке и семье предусматривают конкретные условия, которые могут содержаться в брачном договоре. Четко определены форма и порядок заключения такого договора. Предлагается также сократить минимально допустимый срок регистрации заключения брака с пятнадцати до трех дней со дня обращения. Кроме того, уточняется порядок определения долей в общей совместной собственности супругов при разделе имущества. В частности, в целях защиты интересов детей установлено, что вещи индивидуального пользования несовершеннолетних детей при раздаче имущества не учитываются и передаются без компенсации супругу, с которым будут проживать дети.
Действующий кодекс дополняется нормами об учете мнения ребенка, достигшего десяти лет, при определении порядка общения с ним родителей, лишенных родительских прав, и родителей, у которых он отобран без лишения родительских прав, порядка общения дедушки и бабушки с внуками, а также при выборе опекуна, попечителя и патронатного воспитателя. Важное место в законопроекте отведено упорядочению устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом установлено, что приоритетной формой устройства таких детей на воспитание в семью является усыновление. И только при невозможности усыновления они подлежат устройству на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа, а при отсутствии такой возможности - в детские деревни и интерактивные учреждения.
Поскольку значительная разница в возрасте усыновителя и ребенка может вызывать проблемы в их взаимоотношениях, проект предусматривает максимальную разницу в возрасте между усыновителем и усыновленным ребенком в срок пять лет. Установление указанной возрастной границы позволит рассматривать повзрослевших детей, которые также нуждаются в семье.
Новацией законопроекта является и норма, наделяющая усыновленного ребенка по достижении совершеннолетия правом получить сведения, касающиеся его усыновления, не только в суде, вынесшем решение об усыновлении, или в органах опеки и попечительства по месту жительства усыновителей, но и в загсе по месту нахождения записи. "Долгое время, когда детей усыновляли, им не говорили об этом, это считалось тайной. Сейчас мы действуем в соответствии с международной конвенцией о правах ребенка. Если ребенок попросит, то органы загса дадут ему информацию", - сказала Антонина Морова.
Кроме того, в целях упрощения порядка регистрации заключения брака и в связи со спросом граждан на регистрацию за пределами помещения органа загса предлагается производить данную регистрацию в любом органе загса или за его пределами.
По словам Антонины Моровой, в Беларуси одна из самых полных законодательных баз в странах СНГ, которая касается вопросов семейной политики. "Это общепризнано. В конце каждого года международные организации проводят анализ по индексу материнства. Это понятие включает несколько показателей: состояние здоровья матери и детей, материнская и детская смертности, уровень жизни, показатели, характеризующие гендерное равноправие в стране. Беларусь по итогам 2010 года занимает 33-е место в мире и первое среди стран СНГ", - отметила она.
"В Беларуси очень широкая правовая база по укреплению семейных отношений. И в Конституции Беларуси, и в кодексах - трудовом, об образовании, в гражданском - есть специальные статьи, посвященные семье. В стране также приняты специальные программы демографической безопасности и концепция национальной безопасности", - подчеркнула сенатор.
БелТА (оригинал новости)