Как заработать на сладкую жизнь
Этот год стал серьезным испытанием для предприятий. Но есть среди наших производителей те, кто оказался выше кризиса. Они смогли справиться с трудностями, работать прибыльно и ритмично. Не обращались за помощью к государству. Как им это удалось? Ответ можно сформулировать кратко - конкурентоспособность.
Опыт наших преуспевающих, конкурентоспособных компаний заслуживает внимания. Сегодня мы расскажем о том, как преодолевают сложности на фабрике "Коммунарка".
Бизнес с человеческим лицом
По данным Национального статкомитета, средняя зарплата по стране в августе составила 1 млн. 992 тыс. руб. На "Коммунарке" она 4 млн. рублей. Генеральный директор фабрики Наталья Кот говорит, что от зарплат, безусловно, зависит настроение работников. А от него успех общего дела. "Каждый день я вижу лица людей. И по ним сужу о настроениях. Когда персонал улыбается, значит, все хорошо. Дела пойдут как надо". Да, настроения рабочих - это лучший барометр!
Но помимо достойной зарплаты у коллектива фабрики, а это 1.650 человек, хороший социальный пакет. Летом многие сотрудники смогли отдохнуть в Карловых Варах, оздоравливали детей в Греции.
Фабрика заботится о своих ветеранах - тех, кто отработал на ней больше 20 лет. В этом году на дополнительные выплаты им уже перечислено более 500 млн. рублей. Сотрудницам, которые ушли в декрет, "Коммунарка" ежемесячно выплачивает 3 базовые величины - вдобавок к той помощи, которую оказывает государство. Все разовые премии на предприятии распространяются и на мам в декрете.
Благодаря такой социально направленной политике "Коммунарка" не страдает текучкой кадров. Наоборот, сюда стремятся попасть на работу. Лучшие студенты многих минских университетов считают "Коммунарку" престижной компанией, стараются остаться здесь по распределению. Способным молодым специалистам, говорит Наталья Кот, на "Коммунарке" рады. Они получают хорошие подъемные, и если работают эффективно, то сразу могут рассчитывать на достойную зарплату. "Мы не ждем, пока выпускник наработает стаж. Зачем? Если он толковый, хорошо делает свое дело, дает результат - почему сразу не заплатить ему хорошо?" - объясняет особенности кадровой политики гендиректор. При этом на "Коммунарке" не боятся доверять молодым руководящие должности. На этот счет Наталья Кот шутит: "Руководителями не становятся, ими рождаются. Если человек образованный, если у него есть хватка - ему у нас не надо ждать 30 - 40-летнего возраста, чтобы стать управленцем".
Еще один фактор, который привлекает кадры на "Коммунарку", - это помощь фабрики при строительстве и аренде жилья.
...Перечисляя социальные бонусы, Наталья Кот подчеркивает, что все они обеспечиваются фабрикой за собственный счет. "Коммунарка" не пользуется помощью государства, не просит денег из бюджета. "И персонал понимает, что обеспечить себе хорошие зарплаты и соцпакет можно только благодаря эффективной работе". Поэтому курящих и отдыхающих в рабочее время на фабрике, по словам Натальи Кот, не встретишь.
Факторы успеха
Стабильная и прибыльная работа "Коммунарки" возможна благодаря тому, что много сделано по улучшению продукции фабрики и ее продвижению. Наталья Кот перечисляет: "Расширение и совершенствование ассортимента, новое оборудование, новая упаковка, активная маркетинговая стратегия, активные продажи..."
Конкурентоспособность "Коммунарки" в ценовом отношении повысила девальвация рубля. Сегодня, например, минскую шоколадку можно купить за 6 тысяч рублей. А импортные стоят 12 - 15 тыс. Поэтому продукция расходится в торговой сети быстро. Еще выгоднее после девальвации стал экспорт. Он в сложные летние месяцы позволял заработать валюту, которую фабрика не могла купить на бирже.
СКВ необходима "Коммунарке" для оплаты сырья. 70 процентов себестоимости конфеты - импорт: какао-бобы, орехи, арахис, фундук, ванилин, ароматизаторы... Даже пищевой картон, констатирует Наталья Кот, закупается за границей, поскольку в Беларуси не производится (тоже, кстати, яркий штрих на тему импортозамещения). Кроме того, валюта, 7 млн. евро, необходима фабрике для оплаты кредитов на новое оборудование. К концу ноября должна быть запущена новая линия по производству вафельных конфет, а в начале следующего года - по выпуску сбивных конфет. Новейшие линии позволят фабрике уйти от третьей, ночной, смены, повысить кпд работы. Наталья Кот уточняет, что сокращений из-за перехода на двухсменный режим не будет: в ближайшее время 180 человек уйдут на пенсию. Это как раз целая смена.
Из экспортных рынков главным остается российский. Но параллельно фабрика продвигает свою продукцию в другие страны. После того как заработал Таможенный союз, хорошие перспективы открываются в Казахстане. Недавно "Коммунарка" начала отгружать продукцию в Монголию. Налажены поставки в Азербайджан.
А что на европейском направлении? Продукция "Коммунарки" сегодня продается в странах Балтии, Германии. Сейчас, рассказывает Наталья Кот, ведется проработка с французскими торговыми сетями. Интерес к белорусской продукции в ЕС есть.
Чем больше конфет и шоколада реализуется на экспорт, тем больше валюты на счетах фабрики. Но полностью переориентироваться на внешние рынки "Коммунарка" не будет. Наталья Кот комментирует: "Сейчас белорусский рынок в наших продажах занимает 80 процентов. И спрос в стране на продукцию "Коммунарки" огромен. Нельзя уходить от собственного покупателя. Тем более мы видим, как действуют импортеры: даже в сложное время они, несмотря на перипетии с валютой, продолжают поставлять в Беларусь продукцию, чтобы не потерять рынок".
Поэтому "Коммунарка" планирует увеличить поставки в нашу торговую сеть. Тем более не так уж много осталось до новогодних праздников. Уже с сентября фабрика нарастила объемы производства, чтобы выполнить новогоднюю программу: поставить 1 млн. праздничных баулов и 9 тыс. тонн конфет в ассортименте.
Уроки кризиса
Менеджмент "Коммунарки" работает и мыслит по-рыночному - в этом, как я понял, и заключается тот самый "секрет успеха" "Государство должно создавать благоприятные условия для работы предприятий. А все остальное - прибыль, рентабельность, хорошие зарплаты и соцпакет - 100-процентная задача самого производителя. Рассчитывать на помощь и поддержку бюджета - не дело. Нужно быть самостоятельным", - вот так разъяснила составляющие продвижения г-жа Кот.
Интересуюсь: "А какие пожелания сегодня у бизнеса в адрес государства?" Наталья Кот прежде всего говорит о свободной конвертации валюты. Благо сейчас такая возможность, после того как заработала дополнительная сессия торгов на бирже, появилась.
Второе важное пожелание: максимально сократить "бумажную" нагрузку на предприятия. Гендиректор "Коммунарки" по этому поводу вспоминает командировку в Швецию: "Мы приехали на фабрику. Нас вышли встречать люди в синих комбинезонах и кепках. Мы подумали, наверное, это охрана. Но спустя несколько минут в комнату переговоров вошли те же самые люди, которые встречали нас на проходной. Оказалось, это и были руководители: главный инженер, замдиректора по производству, главный технолог. Их в рабочей массе не отличишь. Они не сидят в кабинетах, а все 8 часов вместе с подчиненными трудятся на производстве. Государство беспокоит их только раз в год - во время визита налогового инспектора".
Увы, наши менеджеры не могут работать так, как шведские коллеги. "Коммунарке", например, помимо налоговых деклараций, нужно заполнять отчетности в концерн "Белгоспищепром", Мингорисполком, администрацию района, Белстат... В переписку с госорганами погружен планово-экономический отдел. И даже в инженерной службе есть специалист, который занимается отчетами. Плюс совещания на всевозможных уровнях. Тоже отвлекают от непосредственной работы. Очевидно, надо что-то менять в нашей административной повседневности.
Какие еще уроки можно извлечь из кризиса? Наталья Кот отмечает: "Задача по привлечению иностранных инвестиций, которая ставится государством, как показывает наш собственный опыт, - правильная". В этом сложном году "Коммунарка" ощутила поддержку со стороны своего стратегического инвестора. 3 млн. долларов выделено им на приобретение одной из новых линий. Обеспечен товарный кредит при поставке сырья. Если бы его не было, сырье пришлось бы покупать по предоплате. А учитывая весенние и летние сложности с валютой, это могло привести к остановке производства.
Инвестор продолжает вкладывать в дальнейшее развитие фабрики. Прививает ей мировые тенденции развития кондитерской отрасли. Регулярно вывозит персонал на обучение и стажировки за рубеж.
Собственная товаропроводящая сеть на российском рынке - "Белкондитер", а также официальный дистрибьютор "Коммунарки" в Нью-Йорке - Desly International Corp. - это также результат работы инвестора. Во многом благодаря этим материальным и интеллектуальным вложениям только сам брэнд "Коммунарка" оценивается сегодня в 30 млн. долларов. Даже в кризис фабрика - ценный актив.
Автор публикации: Виталий ВАСИЛЬЕВ
Фото: Александр РУЖЕЧКА